Взять онлайн кредит на карту через Интернет » Блоги » Остромирово Евангелие год происхождения 1056 — 1057


Остромирово Евангелие год происхождения 1056 — 1057

Остромирово Евангелие 

Вверху приведен фрагмент страницы 51 Остромирова Евангелия, с которой почерк резко меняется.

В истории человеческой культуры не раз бывало, что уже зачинатели некоего нового направления искусства или авторы глобального изобретения поднимались до вершинных достижений, подчас остающихся эталонными и по сей день. В полиграфии сразу вспоминается 42-строчная Библия Гутенберга, «Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Торжественное литургическое письмо для богослужебных книг и духовных книг для чтения, несомненно, пришло на Русь только с распространением христианства на рубеже X-XI вв. Древнейшим точно датированным из дошедших до нас книжных памятников кириллического письма является, как уже сказано, Остромирово Евангелие середины XI века (1056 - 1057 годы).

Вопрос о протографе (рукописном первоисточнике) этого манускрипта до сих пор окончательно не решен и является дискуссионным. В частности, в работе О. Г. Ульянова «Происхождение Остромирова Евангелия: к реконструкции древнейшего Устава на Руси» приводятся веские основания отказаться от приведенной выше ходульной формулировки «списано с восточно-болгарских оригиналов». Автор прямо утверждает, что «кодикологические характеристики вкупе с экфонетической нотацией Вопрос (близость к студийским рукописям), и техника художественного оформления.. и.., уставные и календарные особенности заставляют в совокупности сформулировать тезис, что протографом Остромирова Евангелия послужила греческая рукопись времени антиохийского патриарха Иова (1 половина IX в. - Д. П.), доставленная на Русь первым митрополитом Михаилом Сириным».Вопрос А насчет существования на Руси с ранних времен христианизации собственной переводческой школы есть и прямое указание летописи. « В « Повести временных лет» под 1037 г. содержится сообщение о том, что великий князь Ярослав Мудрый в Киеве «събра письце многы... и прекладаше книгы от Грькъ на словеньское письмо».Вопрос

Давайте не играть «в дурку» и считать себя всегдашними изгоями европейской цивилизации. Еще и еще раз вспомним Новгород, Псков, Полоцк (а кто знает, только ли их) с поголовно грамотным домонгольским населением, слезные письма Анны Ярославны папочке, в дипломатических целях наводнявшему безграмотную и немытую Европу своими просвещенными дочерьми, и переписку западных королей, в страхе сообщавших друг другу о падении в страшный зимний Николин День 1240 г. Киева, «столицы Благородной Руси...». Воистину «Тебя поразило Нашествие, как будто Второе Пришествие» (это я уже цитирую себя). Именно в явственном наличии высокой книжной культуры уже в первые десятилетия ее существования и кроется феномен почерка писца, написавшего великолепным ранним уставом первые 24 листа (или, что-то же, около 50 страниц) древнейшего датированного русского памятника.

Далеко не сразу, по словам московского ученого и каллиграфа Андрея Санникова, уважаемыми исследователями Остромирова Евангелия вообще был обнаружен сам факт наличия в манускрипте нескольких почерков. На последней странице рукописи рукой писца дьякона Григория определены даты начала и конца работы, заказчик и сам мастер, написавший текст. Однако при внимательном рассмотрении все становится гораздо сложнее. Вот как определяются (по листам и колонкам) реальные почерки писцов в уже цитированной статье О. Г. Ульянова. «Устав рукописи трех почерков:

  1. Л. 2а-24г; заглавия золотом на всех листах рукописи, кроме Л. 21а-40г, 131а- 154г;
  2. Л. 25а-294г (включая заглавия, написанные чернилами) - писец дьякон Григорий;
  3. заглавия золотом на Л. 21а-40г, 131а-154г.

Текст в два столбца. Листы 1, 57-57 об., 87, 88 об., 125-125 об. текста не имеют».Вопрос

Глядя на правую колонку этой страницы, даже неспециалисту видно, как геометричный, размеренно-величавый почерк первого Мастера (я специально пишу с большой буквы!), приведенный на предыдущей странице, отличается от подражающего ему, но резко уступающего в мастерстве почерка второго писца. Первый почерк является поистине шедевром каллиграфического искусства. Еще раз сошлемся на авторитет Андрея Санникова, представителя новой генерации филологов, изучающего палеографию не только визуально, глазом стороннего наблюдателя, но в качестве профессионального каллиграфа, с пером в руке. Проведенное им сравнение почерка нашего писца с одновременными или почти одновременными почерками греков, пишущих близкородственным литургическим унциалом, показывает массу тонких отличий, свидетельствующих о самобытном переосмыслении русским мастером первоисточника в направлении несколько меньшей артистичности, но большей точности, геометричности и даже усложнения написания некоторых знаков.

На предыдущей странице примерно в натуральную величину приведены две колонки текста почерком первого писца со стр. 12 Остромирова Евангелия.

Фрагментам старинного манускрипта сопоставлены современные металлические перья, по величине среза соответствующие буквам оригинала.

металлические перья 

Для шрифта с вертикалями во всю ширину пера удобнее брать инструмент с косым срезом.

Далее будет приведен фрагмент стр. 14 Остромирова Евангелия (первый почерк), увеличенный для анализа пером со срезом 3 мм, которым выполнена львиная доля прописей. Чтобы хорошо прочувствовать конструктивные особенности пошиба, его надо изучать в увеличенном масштабе. И только после этого брать перо поменьше.

Остромирово Евангелие - фрагмент стр. 188 

Остромирово Евангелие - фрагмент стр. 188 демонстрирует специфическую форму буквы Ц второго писца с узким правым штрихом в отличие от симметричной буквы первого. Перо со срезом на 1/2 мм шире.

В начале я уже говорил о некоторой скованности, меньшей профессиональной артистичности нашего древнего письма по сравнению с западноевропейским (и, естественно, греческим) той же поры. Но мастерство автора первого почерка «Остромирова» поражает. Да, его треугольные завершения горизонтальных штрихов - это не лихие греческие росчерки с поворотом и отрывом эластичного гусиного пера (такие, да еще и хлеще, будут позднее и у наших), а тщательно выписанные равносторонние треугольники. Да, сложны по исполнению его «Е», «С», «Ф», «Ц», и не только. Но это именно те «величавые, медленные буквы кириллицы «Остромирова Евангелия», которые воочию воплощай в себе Зримые Глаголы Божественного Писания.

Знаки письма поразительно соразмерны и единообразны по всем 25-ти первым листам Евангелия. Великолепно найдена и соблюдена разрядка букв в строках. Интересно, что такой специфический элемент буквы, как горизонтальная засечка (сериф) на конце вертикального штриха, использован писцом не как эстетическая категория, элемент буквы, служащий для визуальной связи отдельного знака с течением строки, а как чисто прагматический прием. Это просто «расписывание» пера коротким движением вправо-влево по горизонтали перед проведением штриха вниз, почему и встречается чаще всего только сверху, что немыслимо при классическом подходе.

Что до авторства писцов и вообще количества участников «О. О. О. Остромирово», то на это есть разные мнения. Раз на стр. 590 подписался дьякон Григорий, то ему и приписывают основное исполнение. Тогда первый писец, автор эталона и золотых надписей, анонимен. Но мастера-каллиграфы в кулуарах проекта Международной выставки каллиграфии иногда называют цифру в 6 разных почерков. Даже несколько приведенных здесь примеров после стр. 51 демонстрируют некоторые отличия в написании отдельных букв. При скрупулезном анализе этих отличий выделяется предостаточно. Следует ли их приписать только смене настроения, здоровью писца или вынужденной перемене перьев вследствие слома и изношенности? Тогда можно уже говорить о дьяконе Григории и его учениках.

Но кто же Первый Мастер?!

Если, как утверждает О. Г. Ульянов, Мастер, дав образец, по какой-то причине (болезни, немощи?) устранился от основной работы и сосредоточился только на заглавиях, это говорит о том, что он, по крайней мере, не умер и продолжал быть руководителем работы.

Выскажу «крамольное» предположение. Либо по какой-то причине истинный руководитель не мог быть назван, а названо духовное лицо, фактически следовавшее его наставлениям, либо руководил работой именно дьякон Григорий, но один из его подмастерьев, заканчивая труд вслед за Мастером (и его помощниками?), подписал содеянное именем Мастера, поскольку подмастерью просто не подобало подписывать работу по штату!

Фрагмент стр. 14 Остромирова Евангелия 

На фото: фрагмент стр. 14 Остромирова Евангелия (первый почерк), увеличенный для анализа пером со срезом 3 мм

Остромирово Евангелие: практическое знакомство

Для знакомства с практикой написания исторических почерков мы, как уже сказано выше, используем ширококонечные шрифтовые перья («для экзотики» или в творческих целях можно использовать также птичьи и тростниковые перья). Наиболее удобны в практике шрифтовые перья западного (или латвийского) производства. Для упражнений используется обычная смываемая черная тушь «гамма». Различные морозостойкие и несмываемые сорта туши могут плохо стекать с пера и быстро загрязняют его. Теперь, как уже подробно говорилось в главе о материалах, в продаже есть специальные туши для каллиграфии, которые, конечно, предпочтительней, но просто дороже.

Остромирово Евангелие: практическое знакомство 

На фото: фрагмент стр. 255. Буквы крупнее, исполнены более широким пером, чем на стр. 188, при той же разлиновке.

Напоминаю, что грамотный процесс письма подразумевает исполнение шрифта на пюпитре, доска которого поставлена под углом 40-60°(при этом на конце пера не образуется капля); бумага прижимается к пюпитру натянутой на обратную сторону доски тесьмой (сверху). Снизу рабочий лист прижимают взятой в левую руку костяной (пластмассовой) плоской палочкой или рукой через листок бумаги; тушь заправляется остроконечным пером или кисточкой под тушедержатель пера. Следует приучиться ни в коем случае не макать перо прямо в чернильницу, поскольку при этом первая буква всегда получается более жирной, нежели последующие (это же иногда используют и в творческих целях).

Последовательность исполнения элементов буквы пишущим инструментом, широкий конец которого ставится при каждом движении под определенным (постоянным или переменным) углом к линии письма, называется дукт. Металлическое перо хорошо идет по бумаге слева направо, сверху вниз и очень «неохотно» - вверх и влево. Правда, если на перо сильно не нажимать (что приходит с опытом), это ограничение практически отпадает. То же самое с еще меньшей категоричностью относится к птичьему и тростниковому. Однако при написании исторических форм шрифта, особенно в период обучения, следует придерживаться правильного дукта.

Перед началом знакомства с практическим написанием несколько комментариев по составу азбуки. Подавляющее большинство знаков (графем) обозначают те же звуки (фонемы) речи, что и в современном русском языке. Уже только поэтому глупо вести разговоры о переходе на латиницу по эстетическим (или глобалистским) соображениям.

Буква S (Зело) в 10 веке еще обозначала так называемую свистящую аффрикату дьзь, а буква 3 («земля»), которая по рисунку больше напоминала Z, - звук «3». Но уже в 11 веке иногда употребление S и 3 смешивается, что говорит о том, что в живом языке вместо аффрикаты восторжествовал только один смягченный звук Зь (сначала смягченный, а затем и «отвердевший»). Причем, процесс был таким ранним, что зафиксирован только в глаголических памятниках. Впоследствии редкое употребление S просто выучивалось.

Буквы Ъ (ер) и Ь (ерь) обозначали быстрые («глухие») гласные, близкие по звучанию: Ъ к О, Ь кЕ: сънъ (сон), дьнъ (день). Впоследствии в середине слов и стали писать соответствующие буквы. В некоторых говорах, очевидно, произношение концевого Ъ сохранилось. Можно услышать дьяконов, которые произносят нараспев «сон».

Б (Ять) обозначала или долгое Е: хле(е)б, де(е) ти, или дифтонг ие-. лиге (лес). Впоследствии стала обозначать звук «е», аналогичный передаваемому этой буквой. Малый Юс обозначал Е-носовое: мен со (= мясо); Большой Юс - О-носовое: ронка (= ру-ка). Эти звуки в первозданном виде сохранил польский. У нас они перешли в «я» и «у». В древней кириллице и глаголице существовали также йотированные лигатуры йен (I + Малый Юс) и йон (I + Большой Юс).

Некоторые звуки передавались двумя или даже более буквами. «О» - передавали О и W (Омега); «У» - диграф Оу, подобие гаммы, Большой Юс; «3» - 3 и S; «Ф» -Фи Фита; «И» - И и i, а также Ижица-гласная.

В словах греческого происхождения употреблялись Кси, Пси, Фита, Ижица. Кроме того, они были необходимы для передачи чисел. Буква Ижица могла читаться как согласная «В» (в слове Евангелие') или как гласная «И» (иссоп, символ). В последнем случае она снабжалась диакритическим знаком, показывающим гласное чтение.

Большинство букв старшего устава имеют почти квадратные пропорции, отличаются прямолинейностью и угловатостью форм. Наличие нескольких нарочито узких закругленных букв (О, Е, С, Р) придает строке чрезвычайно своеобразный орнаментальный ритм. Правда, как отмечает Андрей Санников, и эти буквы у Мастера первого почерка достаточно нагружены по цветности, чтобы резко не выпадать из общего строя строки. Чего не скажешь иногда о достаточно неровных глифах продолжателей.

Несмотря на то, что устав является маюскульным, заглавным шрифтом, буквы 3, У, Р, X, Ц, Щ имеют сильные выносные элементы, доходящие до нижележащей строки (междустрочие равно одному - полутора корпусам буквы) и даже «цепляющие» ее. Это оживляет монотонность письма и придает странице добавочный орнаментально-декоративный эффект.

Трудоемкость исполнения устава обусловливается частой сменой угла наклона пера по отношению к строке. Этот угол зависел от формы буквы и постоянно менялся в процессе письма. Прямые стойки букв писались с углом наклона 0°, соотношение толщины штриха к его высоте составляло около 4-х с половиной величин среза пера, т. е. 1,25 см для пера со срезом 3 мм.

Важнейшее замечание:

высота букв (при сохранении пропорций) любого пошиба, исполняемого ширококонечным пером, является величиной относительной, жестко привязанной к модулю, определяемому шириной плоского окончания «среза» пера. В начале алфавита в прописи обычно дается характерная «лесенка» следов пера, показывающая масштаб букв по отношению к данному перу.

Для упражнений более всего подходят перья с шириной среза 2,5; 3; 3,5 мм. Прописи, повторяю, сделаны пером 3 мм. Ширина указывается клеймом на черенке перьев Таре и Brauze; в случае пера Round этой ширине соответствует перо № 1.

Наш первый торжественный пошиб прямо ведет к византийскому греческому литургическому унциалу 9-10 вв., имевшему многовековую предысторию, а потому достаточно изощренному в исполнении. Как уже сказано, наш Мастер эту сложность рационализировал, а потому и усложнил алгоритм.

Поэтому научение старому уставу человека, не умеющего еще писать ширококонечным пером и впервые взявшего это перо в руки, с первого взгляда, напоминает обучение плаванию начинающего посреди Тихого океана в виду торчащих поодаль серповидных плавников. Бросили раба Божьего за борт и - плыви! Однако сложные задачи - почти что пароль современного человека. Так что начинаем сразу со сложного. «А там - и простое придет», - как говаривал незабвенный Петр Алексеевич.

Перо, часто даже в одной букве, надо ставить для разных элементов под разным углом. Начиная с первой буквы. Петля буквы А, тонкий штрих буквы Д, начало левого вспомогательного штриха буквы Л, овальные буквы Е, С, Р, О, W, правый штрих буквы У, частично - буква 3, центральный элемент буквы Ф писались с сильным наклоном пера по отношению к строке, - 60-70° или больше. Центральный элемент буквы М писался с наклоном пера 90° (или вообще уголком).

Во многих буквах (Б, В, Ъ, Ы, Т) угловатые полуовалы делаются с поворотом пера во время ведения штриха. Так же делаются боковые верхние ветви и нижние «подпорки» букв Ж, К. Верхние ветви Ж требуют быстрого поворота пера с 0° на 40-45°, почти постановки на уголок - правый для левой ветви плевый для правой.

Для осуществления поворота пера (естественно, поворачивается «вставочка»-ручка) большим и указательным пальцами во время ведения, во-первых, надо держать ручку так, как нас когда-то учили в школе: опирая на верхнюю фалангу среднего пальца и прижимая со стороны большим пальцем, а сверху - указательным. Поджатые безымянный и мизинец служат опорой. Для проверки правильности нам еще в 1 классе предлагали поднять указательный палец и проверить, можно ли писать (хотя бы и с трудом) в таком положении. Ни в коем случае нельзя держать перо, расположив пальцы наподобие «фиги», пропустив перо между средним и указательным пальцами. Кроме того, даже при правильном хвате, в момент поворота надо держать перо почты вертикально к бумаге. Тогда поворот получается достаточно легко. И еще: если древко ручки скользкое, оберните его лейкопластырем.

Концы стоек букв оформлялись короткими засечками. Андрей Санников обращает внимание на то, что верхняя засечка у Мастера явно носит функциональный характер: на ней «расписывается» перо, тогда как нижняя второстепенна и часто просто игнорируется. Кстати, у «продолжателей» засечки явно равноправны. Я также добавляю засечки как эстетический элемент.

Греческий литургический унциал 10 в. Евангелие Апракос с менологием и Евангелия для специальных треб 

На фото: Греческий литургический унциал 10 в. Евангелие Апракос с менологием и Евангелия для специальных треб. Восточное Средиземноморье (Константинополь?) 995 г. (Британская библиотека) 55% натуральной величины. «Лихие» нижние завершения треугольных засечек и вертикали буквы Р с симметричным поворотом пера и отрывом посередине ширины.

Верхняя засечка у А бывает двусторонней, бывает направленной только козырьком влево. Петля в уставе исполнялась в два или в один прием. Концевые элементы букв Б, Г, Д, S, 3, Т, Ъ, Ы, Ять, Фита - в виде треугольных утолщений -подчеркнуто геометричны в сравнении с греческими, артистически небрежными. Упрощенно они либо исполняются поворотом пера на месте вокруг левого угла, либо рисуются уголком. Правый треугольник можно получить постановкой пера к концу штриха на левый уголок, которым сначала рисуется необходимый контур, а потом заливается.

Подобрав хорошее перо (уже сказано, что и «стандартные» металлические перья все чуть разные), немного скруглив на тонкой наждачке уголки (чтоб не врезались в бумагу), можно научиться делать треугольное утолщение сразу, сильно нажимая на левый угол пера, практически отрывая правый от бумаги и резко поворачивая перо в пальцах против часовой стрелки до угла 90°. Если получается удачно сохранить целостное натяжение тушевой капли («чернильный клин», по Л. И. Проненко), треугольник рисуется в один прием непосредственным завершением горизонтального штриха. Чаще приходится «дозалить» треугольник уголком. Однако идеальный треугольник «Остромирова» правильнее делать, поворачивая в нем перо против часовой стрелки с 0 до необходимого градуса при одновременном небольшом смещении вниз.

Греки и наши более поздние мастера увеличивали трек вниз, лихо отрывая перо на остром конце. Варьируя траекторию движения основного рисующего левого уголка и поворот пера, можно получить и треугольный уголок древнерусского письма, и вертикальную засечку римской квадраты - предтечи новой антиквы, и скошенный «клюв» букв С, G, S в римском монументальном, антикве ренессансной, барочной.

Опять-таки, сильно нажимая на левый угол пера и слегка отрывая правый при одновременном резком повороте пера с угла 90° вправо на 0°, можно получить левый нижний уголок S или русской Э, хотя логичнее вроде бы повернуть перо налево с 90° на 0° при одновременном ведении пера вправо. Но это как-то неудобно. Данные манипуляции уже были представлены в главе «Инструменты и материалы».

Нарочито узкие миндалевидные Е, С, О, Р, как и петля буквы А в контрасте с широкими прямыми буквами, - характерная ритмическая особенность устава, часто подчеркиваемая славянскими писцами по сравнению с более сбалансированным греческим оригиналом. Нормальная же ширина внутрибуквенных просветов прямых букв составляет примерно 1,5 среза пера.

Устав, как и унциал, - маюскул, однако имеет значительные по высоте выносные элементы, «цепляющие» соседние строчки, превращая полосу письма в подобие узорчатой ткани. Но это не текстура- «ткань» готики. При всей насыщенности штрихов буквы сплошного уставного письма стоят широко и свободно, так что «ткань» наших «черных букв» гораздо разряженнее готической. Перед тем как приступить непосредственно к практическому освоению рукописных шрифтов, еще раз возвратитесь, во-первых, в начало, где показан образец подготовительных орнаментальных упражнений по Виллу Тоотсу, а также попробуйте хотя бы вчерне освоить некоторые приемы из манипуляций на стр. 48, основанных на приведенном в уже упоминавшейся книге Л. И. Проненко примере, показывающем тонкости изощренного мастерского владения инструментом.

Этим изыскам обычно учатся постепенно и настойчиво. Однако опять-таки мой многолетний опыт показывает, что пути Господни неисповедимы. В каждом новом наборе встречаются одаренные студенты, достаточно легко преодолевающие почти любые технические трудности. Остальные, глядя на них, в духе здоровой конкуренции достигают, подчас не меньшего, только большим трудом.

И сейчас успешно работают на ниве каллиграфии и мои, и Петра Петровича Чобитько студенты, в начале «карьеры» представлявшиеся нам совершенно безнадежными!

Блоги » 22 » 0

Всего комментариев : 0 (оставить свой)

Ваш комментарий
html не поддерживается
Подписаться на комментарии
Похожие материалы

Вас заинтересуют так же следующие новости

  • 16 дек 2020

    Производство и продажа металлической мебели...

    Металлическая мебель получает все большее распространение. Такие предметы интерьера красиво выглядят, имеют хорошие эксплуатационные качества, что делает возможным их установку в помещениях, где деревянные аналоги прослужат недолго. Компания «Вика-Двина» выпускает и продает металлическую мебель в широком ассортименте....

  • 16 дек 2020

    Алексей Шапошников подвел итоги работы шестого созыва Мосгордумы...

    Депутаты Московской городской думы шестого созыва провели 82 заседания и приняли 282 новых закона. Об этом в среду, 5 июня, сообщил председатель столичного парламента Алексей Шапошников на пресс-конференции, посвященной итоговому заседанию Мосгордумы в весенней сессии 2019 года......

  • 16 дек 2020

    Как предотвратить взлом пластиковых окон...

    весьма распространено мнение о том, что пластиковые окна гораздо в меньшей степени способны защитить жилище от постороннего проникновения, нежели деревянные и хотя это на самом деле и не так, опасность все же...

  • 16 дек 2020

    Установка пластиковых окон...

    установка пластиковых окон своими руками — пошаговая технология монтажа в фотографиях в плюсах установки пластиковых окон не только эксплуатационные характеристики, но и простота монтажа. несложный процесс, облегченный...

  • 16 дек 2020
  • 16 дек 2020
  • 16 дек 2020
  • 16 дек 2020

    Мебель для спальни – красивая и надежная!...

    Корпусная мебель для спальни "Карина" - это модульная мебель. Коллекция включает в себя 55 оригинальных модулей, созданная с их помощью спальня отлично впишется в любое помещение. Программа «Карина» позволит создать уют и гармонию....

  • 16 дек 2020

    Правильная посадка гребца на надувной лодке, подготовка лодки и укладка груза...

    При распашной гребле гребцы сидят на банке, имеющей высоту несколько ниже бортов, а при каноистской устраиваются по бортам, повернув ноги внутрь лодки. На больших лодках с диаметром баллонов 0,5 м и выше боковым гребцам удобнее сидеть «верхом» на баллоне...

  • 16 дек 2020

    Каллиграфия для начинающих - письмо пером...

    Очень древнее использование жидких чернил зафиксировано в протоиндийской культуре Хараппы конца III - начала II тыс. до нашей эры находкой глиняной чернильницы. В долине Инда писали чернилами, скорее всего, как и много позже, на пальмовых листьях или на деревянных дощечках. Естественно, памятники письма на подобных материалах в том климате не могли до нас дойти, и протоиндийское письмо мы знаем почти исключительно по печатям и редким граффити....

  • 16 дек 2020

    Lefthanded writers - Замечания для писцов-левшей...

    Взяты перья со срезом 3 мм и 1,5 мм из стандартного набора для правшей (срез чуть скошен так, чтобы перо было удобно держать именно правой рукой, как мы естественно делаем - чуть наклонив ручку вправо....

  • 16 дек 2020

    Эдвард Джонстон - учитель всех каллиграфов XX века...

    Исполненная, по всей вероятности, писцами из Винчестера, эта Псалтирь написана английской версией каролингского минускула (о котором у нас будет обстоятельный разговор позже). Относительно Псалтири в уже упомянутой книге Джонстон утверждает: «В ней есть все качества письма в превосходной степени, и я считаю ее на фоне всего остального наиболее выдающимся произведением каллиграфии, которое я мог видеть»....

  • 16 дек 2020

    Изучение исторических форм письма определенных периодов...

    Эта фотография сделана в Любеке, городе богатейшей судьбы. Когда-то один из самых западных форпостов славянского расселения, потом ставший столицей знаменитого Ганзейского союза европейских торговых городов, членами которого, к слову, были и северо-западные города Руси. При разделении Германии после Второй мировой войны Любек оказался на самой восточной оконечности ФРГ, у самой границы с ГДР. В оформлении вывески использован наборный шрифт, воспроизводящий позднеготическую фрактуру. Прием, повсеместно используемый на Западе....

  • 16 дек 2020

    Инструменты и материалы для каллиграфического письма...

    Уместно сравнить западноевропейский и арабский опыт заточки перьев. Например, в книге А. Ю. Казиева, посвященной арабской каллиграфии, приведены подробные сведения о различной заточке каламов для разных почерков исламской каллиграфии....

  • 16 дек 2020

    Практическая работа каллиграфа...

    Положение рук пишущего при выполнении шрифта по Эдварду Джонстону. Бумага для письма и черновик (справа) положены под тесьму, натянутую резинкой под пюпитром. Левая рука, помещенная на подложенный под нее защитный (от влаги) листок прижимает основной лист к столу с помощью костяшки (или кусочка пласмассы)...

  • 16 дек 2020

    Инструменты и материалы для каллиграфии ширококонечного пера...

    В наше благословенное время иструменты и материалы для каллиграфии можно теперь приобрести в различных салонах для художников. Однако довольно часто наблюдаются перебои с поставкой наиболее ходовых размеров перьев. Правда, пока что всем доступен Интернет, где продается весьма многое....

  • 16 дек 2020

    Перья для каллиграфического письма нового времени...

    Хотя экзотические на сегодняшний день старинные природные инструменты до сих пор с успехом используются мастерами каллиграфии. Но, например, пластмассовые Koh-i-Noor во-первых слишком уж легкие и тонкие, да к тому же их фиксированный по ширине перодержатель часто оказывается неприспособленным под черенки некоторых марок широко используемых перьев. Так что бедным студентам приходится делать под перо вкладыш-уплотнение из разжеванного (!) маленького кусочка бумаги...

  • 16 дек 2020

    Какую бумагу применяют в каллиграфии?...

    Листы пергамена представляют собой особо выделанную кожу животных. Первоначально шкуру помещали в известь, затем очищали от мяса и волос, потом, натянув на специальную раму, счищали скребком остатки мяса и волос, потом сушили, полировали, отбеливали. Если на папирусе, хотя и писали с обеих сторон, но предпочтительной все-таки была сторона verso, то, на пергамене можно было одинаково писать с обеих сторон. Самый лучший материал подобного типа изготавливается из тонко выделанной телячьей кожи или из кожи лайки и называется веленью или веленевой...

  • 16 дек 2020

    Чернила и тушь в каллиграфии...

    Вообще-то тушь и чернила различаются по растворимости пигмента. Если он растворим на уровне молекул (обычно это органические пигменты), то это чернила. Если же это не раствор, а тонкодисперсная взвесь нерастворимого де-факто (чаще минерального) пигмента, то это тушь. Тушь требует периодического взбалтывания или перемешивания, она более светостойка и долговечна. Тушь разводится водой, но в результате может быть смываемой и несмываемой. После работы тушью (как и после работы любым материалом) необходимо тщательно промыть перо теплой водой (а...

  • 16 дек 2020

    Манипуляции ширококонечным пером по Л. И. Проненко...

    Это состояние пера при достаточном количестве краски в тушедержателе и ее хорошей текучести, когда вы нажимаете на один угол пера, а второй едва заметно приподнимаете над поверхностью бумаги, следя за тем, чтобы не разорвать образовываемую борьбой сил натяжения жидкости и сил смачивания «рисующую каплю» (ее-то и называет Л. II. «чернильным клином»)....

  • 16 дек 2020

    Кратко о практических заданиях по каллиграфии...

    Этап освоения конкретного исторического пошиба мы со студентами проходим, как уже сказано в начале, на альбоме миллиметровки, используя китайскую тушь, черную, коричневую или даже синюю английскую (например, очень хорошую Winsor & Newton) или чешскую Koh-1-Noor, или же (в целях экономии) простую русскую черную «Гамму» {тушь, а не чернила, которые по плохой миллиметровке сразу расплываются)....

  • 16 дек 2020

    Каллиграфия - Талант, Ремесло, Искусство...

    СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ. Это фраза далекого уже от нас трагического и героического Времени (так - было, и нечего безумствовать, пытаясь вычеркнуть из памяти целого народа почти столетие его и кровавой, и - славной - истории!) Теперь в «звездах» и героях ходят или безголосые «микрофон-ники» и футбольные рабы, продаваемые и покупаемые за безумные миллионы, или бездарные чиновники, или наглые, хищные и везучие акулы бизнеса....

  • 16 дек 2020

    Письмо Древней Руси и Московии...

    ЕСЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО проследить более чем двухтысячелетнюю историю западноевропейского письма (а она будет показательнее нашей, более короткой, а вследствие петровской реформы - и менее последовательной), то окажется, что в целом рукописные шрифты (по-шибы) на латинской основе распадаются на 2 категории: формальную (официально-формальную),-шрифты тщательно оформленные, каллиграфические, использовавшиеся в...

  • 16 дек 2020

    История возникновения кириллического письма...

    И вот это-то неуловимое интуитивное знание каким-то непостижимым Промыслом еще сохраняется и в душе, и в движении руки новых приходящих поколений. Если становление финикийского алфавита и генетически восходящих к нему греческого и латинского письма заняло несколько веков, и тому есть четкие археологические подтверждения, то возникновение славянской письменности священное и историческое предание относит к середине-второй половине IX в. н. э. и связывает с деятельностью реально существовавших людей - святых равноапостольных Мефодия и Кирилла,...

  • 16 дек 2020

    Миссия Кирилла и Мефодия...

    Сохранилось также сообщение, что в Корсуни Константин обнаружил Евангелие и Псалтирь, написанные некими русскими письменами. В этом же «Паннонском житии» Константина говорится, что с помощью человека, говорившего по-русски, он быстро научился читать эти письмена, так как язык был близок болгаромакедонскому диалекту, которым владел сам Константин. Действительно, сохранились различные свидетельства о существовании у славян некой письменности, возможно, рунической или про-токириллической, или протоглаголической уже в середине IX в....

  • 16 дек 2020

    Несколько слов о глаголице...

    Первоначальная болгарская глаголица (будем придерживаться традиционной теории ее происхождения ) была круглой, поскольку в качестве формообразующих элементов букв использовались круг и производные от него, крест и треугольник. Круглой глаголицей написаны Киевские листки, Зографское Евангелие, Ассеманиево Евангелие, Мариинское Евангелие, Рильские листки (XI в.). Клоцев сборник (XI в.) демонстрирует как бы постепенный переход от круглой к угловатой глаголице. Синайский требник и Синайская Псалтирь, а также чешско-моравские Пражские фрагменты...

  • 16 дек 2020

    Реймсское Евангелие...

    Реймсское Евангелие апаракос - церковнославянская пергаменная рукопись. Первая её часть, содержащая чтения праздничных Евангелий по обряду православной церкви, написана кириллицей -, вторая, содержащая Евангелия, апостольские послания, паремии на праздники по римско-католическому календарю, написана в 1395 г. хорватской глаголицей монахами Эммаусского монастыря, основанного в Праге в 1347 г. для совершения католического богослужения на славянском языке....

  • 16 дек 2020

    История развития русского письма...

    История развития русского письма практически с момента его зарождения - есть развитие кириллицы. В результате тщательного учета фонетического состава старославянского языка кириллица имела все буквы, необходимые для его правильной передачи. Абсолютно пригодным этот алфавит оказался и для передачи позднейшего русского языка. Более чем за 1000 лет в алфавит понадобилось ввести всего лишь две новые буквы: «й» (при реформе 1735 г.) и «ё» (1797 г.). Не нужны русскому языку многобуквенные сочетания....

  • 16 дек 2020

    Старший устав - Каллиграфия Марии Башиловой...

    Специально для этого издания две моих ученицы: Мария Башилова и Анна Переходько согласились переписать мои стихи, вынесенные эпиграфами к каждой главе, описывающей определенный рукописный шрифт. Почти все стихи выполнены пером со срезом 3 мм, как и в прописях. В книге оригиналы, естественно, даются с уменьшением. Но «аппетит приходит во время еды»: Мария Башилова в 2011 - 2012 гг. в качестве завершающей работы в петербургском Институте декоративно-прикладного искусства (ИДПИ*) переписала и оформила все стихотворения цикла и собрала их...

  • 16 дек 2020

    Полуустав...

    С середины XIV века в связи с более широким развитием письменности, вызванным экономическим, политическим и культурным развитием страны, развивается новый тип письма - полуустав. Полуустав, в отличие от устава, внешне менее красив, но буквы написаны достаточно четким и уверенным почерком. Первоначальный полуустав возникает среди писцов, которые были не столько заинтересованы в красоте письма, сколько в его...

Нажимая кнопку авторизации, я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с «Политикой конфиденциальности» этого сайта.

^