Взять онлайн кредит на карту через Интернет » Блоги » Письмо Древней Руси и Московии


Письмо Древней Руси и Московии

Письмо Древней Руси и Московии 

Если последовательно проследить более чем двухтысячелетнюю историю западноевропейского письма (а она будет показательнее нашей, более короткой, а вследствие петровской реформы - и менее последовательной), то окажется, что в целом рукописные шрифты (по-шибы) на латинской основе распадаются на 2 категории: формальную (официально-формальную),-шрифты тщательно оформленные, каллиграфические, использовавшиеся в монументальных надписях, репрезентативных книгах и, с оговоркой, в государственных документах (здесь все-таки чаще всего использовали специфические формы документного, или дипломатического, письма); и неформальную - курсивные или скорописные шрифты, используемые в повседневных делах, так называемое «обычное письмо».

Палеография показывает, как формальные, или каллиграфические, шрифты вырождаются в курсивные, скорописно-небрежные формы, которые наоборот, развиваясь и совершенствуясь в руках профессиональных писцов, достигают каллиграфического статуса в качестве нового самостоятельного почерка. Именно в этом встречном взаимовлиянии и взаимоперетекании и совершалось развитие письменности.

Идея о том, что развитие письменности совершалось в обычном письме, бытующем в сообществе всех грамотных людей, выдвинутая в первой половине - середине XX в. Жаном Маллоном (подробная речь о нем впереди), касалась истории зарождения минускульных, строчных форм в римском обиходном письме на восковых дощечках и на папирусе. Сначала видоизменение букв произошло в старом римском курсиве, что привело к появлению каллиграфического унциального письма. Затем дальнейшее развитие обиходного письма в новый римский курсив с его выражение минускульными, строчными формами стимулировало развитие полуунциальных и строчных форм каллиграфического европейского письма эпохи «темных веков» (подробнее об этом ниже в описании позднеримских шрифтов).

  • Кроме того, Маллон также обратил пристальное влияние палеографии практически на то же самое, что понял еще Эдвард Джонстон. Это огромное влияние на форму письма характера и заточки пишущего инструмента, манеры его держать, угла постановки пера к линии строки, соблюдения определенного дукта письма, т. е. порядка и способа выполнения последовательных элементов букв и, конечно, материала письма. Однако, понятно, что если в классическом Риме, где грамотными были даже рабы, можно говорить о широко распространенном обиходном письме, то в раннем средневековье грамотность становится уделом монахов и редкого числа образованных светских людей. Крупнейшие феодалы ставят вместо подписи крест (и даже гордятся этим). Грамотность наших новгородцев и князей-книгочеев объясняется торговыми причинами и отличным от Запада религиозно-культурным укладом под влиянием Византии.

Широкое распространение письменности на Руси явно было связано не с гипотетическими славянскими рунами, а с распространением христианской литературы в варианте письма на славянском языке, воспринятого от болгар. Формы букв начального древнерусского устава копируют болгарские, идущие прямо от греческого литургического унциала IX в. Новгородские берестяные грамоты демонстрируют «скелетный устав», процарапанный стилем по бересте.

Дальнейшее самостоятельное развитие письма на Руси идет не на бересте, конечно, а в монастырских «скрипториях». То же происходит и в средневековой Европе. Только уже после эпохи первых крестовых походов и знакомства с восточной христианской и мусульманской книжностью и на Западе появляется постепенно тяга к культуре и образованию. Развивается не только церковная, но и светская, историческая и художественная, литература и, соответственно, появляются различные формы курсивного и бастардного письма. У нас в силу ряда исторических причин процесс секуляризации письма затянулся, однако в XVI-XVII вв. и на Руси происходили сходные изменения.

Блоги » 41 » 0

Всего комментариев : 0 (оставить свой)

Ваш комментарий
html не поддерживается
Подписаться на комментарии
Похожие материалы

Вас заинтересуют так же следующие новости

  • 09 июн 2019

    Кратко о практических заданиях по каллиграфии...

    Этап освоения конкретного исторического пошиба мы со студентами проходим, как уже сказано в начале, на альбоме миллиметровки, используя китайскую тушь, черную, коричневую или даже синюю английскую (например, очень хорошую Winsor & Newton) или чешскую Koh-1-Noor, или же (в целях экономии) простую русскую черную «Гамму» {тушь, а не чернила, которые по плохой миллиметровке сразу расплываются)....

  • 09 июн 2019

    Каллиграфия - Талант, Ремесло, Искусство...

    СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ. Это фраза далекого уже от нас трагического и героического Времени (так - было, и нечего безумствовать, пытаясь вычеркнуть из памяти целого народа почти столетие его и кровавой, и - славной - истории!) Теперь в «звездах» и героях ходят или безголосые «микрофон-ники» и футбольные рабы, продаваемые и покупаемые за безумные миллионы, или бездарные чиновники, или наглые, хищные и везучие акулы бизнеса....

  • 09 июн 2019

    История возникновения кириллического письма...

    И вот это-то неуловимое интуитивное знание каким-то непостижимым Промыслом еще сохраняется и в душе, и в движении руки новых приходящих поколений. Если становление финикийского алфавита и генетически восходящих к нему греческого и латинского письма заняло несколько веков, и тому есть четкие археологические подтверждения, то возникновение славянской письменности священное и историческое предание относит к середине-второй половине IX в. н. э. и связывает с деятельностью реально существовавших людей - святых равноапостольных Мефодия и Кирилла,...

  • 09 июн 2019

    Миссия Кирилла и Мефодия...

    Сохранилось также сообщение, что в Корсуни Константин обнаружил Евангелие и Псалтирь, написанные некими русскими письменами. В этом же «Паннонском житии» Константина говорится, что с помощью человека, говорившего по-русски, он быстро научился читать эти письмена, так как язык был близок болгаромакедонскому диалекту, которым владел сам Константин. Действительно, сохранились различные свидетельства о существовании у славян некой письменности, возможно, рунической или про-токириллической, или протоглаголической уже в середине IX в....

  • 09 июн 2019

    Несколько слов о глаголице...

    Первоначальная болгарская глаголица (будем придерживаться традиционной теории ее происхождения ) была круглой, поскольку в качестве формообразующих элементов букв использовались круг и производные от него, крест и треугольник. Круглой глаголицей написаны Киевские листки, Зографское Евангелие, Ассеманиево Евангелие, Мариинское Евангелие, Рильские листки (XI в.). Клоцев сборник (XI в.) демонстрирует как бы постепенный переход от круглой к угловатой глаголице. Синайский требник и Синайская Псалтирь, а также чешско-моравские Пражские фрагменты...

  • 09 июн 2019

    Реймсское Евангелие...

    Реймсское Евангелие апаракос - церковнославянская пергаменная рукопись. Первая её часть, содержащая чтения праздничных Евангелий по обряду православной церкви, написана кириллицей -, вторая, содержащая Евангелия, апостольские послания, паремии на праздники по римско-католическому календарю, написана в 1395 г. хорватской глаголицей монахами Эммаусского монастыря, основанного в Праге в 1347 г. для совершения католического богослужения на славянском языке....

  • 09 июн 2019

    История развития русского письма...

    История развития русского письма практически с момента его зарождения - есть развитие кириллицы. В результате тщательного учета фонетического состава старославянского языка кириллица имела все буквы, необходимые для его правильной передачи. Абсолютно пригодным этот алфавит оказался и для передачи позднейшего русского языка. Более чем за 1000 лет в алфавит понадобилось ввести всего лишь две новые буквы: «й» (при реформе 1735 г.) и «ё» (1797 г.). Не нужны русскому языку многобуквенные сочетания....

  • 09 июн 2019

    Остромирово Евангелие год происхождения 1056 — 1057...

    В истории человеческой культуры не раз бывало, что уже зачинатели некоего нового направления искусства или авторы глобального изобретения поднимались до вершинных достижений, подчас остающихся эталонными и по сей день. В полиграфии сразу вспоминается 42-строчная Библия Гутенберга, «Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Торжественное литургическое письмо для богослужебных книг и духовных книг для чтения, несомненно, пришло на Русь...

  • 09 июн 2019

    Старший устав - Каллиграфия Марии Башиловой...

    Специально для этого издания две моих ученицы: Мария Башилова и Анна Переходько согласились переписать мои стихи, вынесенные эпиграфами к каждой главе, описывающей определенный рукописный шрифт. Почти все стихи выполнены пером со срезом 3 мм, как и в прописях. В книге оригиналы, естественно, даются с уменьшением. Но «аппетит приходит во время еды»: Мария Башилова в 2011 - 2012 гг. в качестве завершающей работы в петербургском Институте декоративно-прикладного искусства (ИДПИ*) переписала и оформила все стихотворения цикла и собрала их...

  • 09 июн 2019

    Полуустав...

    С середины XIV века в связи с более широким развитием письменности, вызванным экономическим, политическим и культурным развитием страны, развивается новый тип письма - полуустав. Полуустав, в отличие от устава, внешне менее красив, но буквы написаны достаточно четким и уверенным почерком. Первоначальный полуустав возникает среди писцов, которые были не столько заинтересованы в красоте письма, сколько в его...

Нажимая кнопку авторизации, я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с «Политикой конфиденциальности» этого сайта.

^