Взять онлайн кредит на карту через Интернет » Блоги » Каллиграфия - Талант, Ремесло, Искусство


Каллиграфия - Талант, Ремесло, Искусство

Каллиграфия - Талант, Ремесло, Искусство 

Страна должна знать своих героев. Это фраза далекого уже от нас трагического и героического Времени (так - было, и нечего безумствовать, пытаясь вычеркнуть из памяти целого народа почти столетие его и кровавой, и - славной - истории!) Теперь в «звездах» и героях ходят или безголосые «микрофон-ники» и футбольные рабы, продаваемые и покупаемые за безумные миллионы, или бездарные чиновники, или наглые, хищные и везучие акулы бизнеса.

Однако и в стране с полностью «повернутой» шкалой ценностей еще сохранились островки настоящего уважения к истинному Таланту и Ремеслу = Искусству. Одним из них является редкая и пока еще совершенно недостаточно востребованная область каллиграфии. Почему-то в России, в которой и всегда-то, как в античном Израиле, не чтили своих пророков, под каллиграфией обычно понимают только восточную, преимущественно, китайскую. Если вспоминать старый анекдот времен конфликта конца 60-х о том, сколько юаней скоро будет стоить в нашей булочной хлеб, то это вполне прагматичный взгляд на перспективы национальной культуры. Но пока что мы еще являемся носителями тысячелетней собственной письменной и книжной традиции, а «Остромирово Евангелие», между прочим, является древнейшей точно датированной кириллической книгой. Да и европейская письменность, как ни крути ее латинской графикой, своими греческими корнями нам гораздо ближе китайских иероглифов, как бы ни были изысканно артистичны их формы.

К счастью, особенно в последние несколько лет, благодаря пяти Международным выставкам каллиграфии в Санкт-Петербурге (2008), Москве (2009), Великом Новгороде (2010), Москве (2012, 2015), основанию Современного Музея каллиграфии под руководством Андрея Юрьевича Шабурова, титанические усилия нескольких героических борцов-одиночек, таких как Петр Петрович Чобитько, Леонид Иванович Про-ненко, Николай Николаевич Таранов, Евгений Максович Добровинский и ряда других Мастеров увенчались консолидацией рядов российских каллиграфов и основанием в 2008 г. Национального Союза Каллиграфов, который и возглавил замечательный питерский каллиграф и педагог Петр Петрович Чобитько.

Ко всем его прочим достоинствам он - фигура знаковая и символичная: выходец с Украины, он окончил Таллинский художественный институт, где учился у выдающихся, а проще сказать - великих мастеров эстонской каллиграфии 60-70-х гг. Пауля Лухтейна и Виллу Тоотса, внесших неоценимый вклад как в расцвет собственно эстонской школы каллиграфии, так и в популяризацию этого искусства на всем пространстве необъятного тогда Советского Союза. Причем, именно в контексте его общеевропейской культуры. Особенно важной была эта прививка в России, где даже в среде художников книги десятилетиями процветал культ не столько писаного, сколько нарисованного шрифта.

И только единицам был доступен зарубежный опыт в контексте традиции, заложенной на рубеже XIX-XX вв Эдвардом Джонстоном. На Украине, в Белоруссии и Прибалтике связи с Европой были исторически теснее, поэтому там эти идеи давно уже имели и собственные корни. А нынче, в рамках Международных выставок, встретились и старые Мастера еще советского времени, и их последователи и ученики.

Кроме того, эти Выставки, как и сопутствовавшие им региональные, способствовали генерированию интереса к каллиграфии как Искусству у широкой публики, впервые открывшей для себя совершенно новый эстетический феномен.

Поскольку ваш покорный слуга был участником и свидетелем всех трех Международных и нескольких региональных выставок каллиграфии последних лет, то, будучи одновременно и фотографом, он оказался как бы одновременно и фотолетописцем некоторых совершавшихся как в экспозиционных залах, так и в тесных кулуарах событий. Здесь будет представлен как бы краткий фотоотчет о том, что мне довелось увидеть и заснять. Я не буду давать то, что с исчерпывающей полнотой представлено в недавно переизданной знаменитой книге Л. И. Проненко « Каллиграфия для всех», - сами работы Мастеров. Я дам то, чего там нет: портреты Мастеров, как они выглядят в реальной жизни, во время мастер-классов и в непринужденной обстановке взаимного общения в процессе подготовки и проведения выставок.

Поскольку многие из приведенных фоторабот выставлялись мною на выставках, то они и сопровождаются теми подписями, под которыми я уже выносил их на суд зрителей.

каллиграфолог 

Кто из юных читателей нашей страны, впервые соприкоснувшихся на рубеже 50-60-хх гг. с искусством книги (не имея еще и представления о подобном понятии), прошел мимо знаменитых желтых томов первого выпуска Детской энциклопедии, кто же не держал в руках и не зачитывал томики Библиотеки приключений, блестящим оформителем которых был выдающийся и оригинальнейший советский художник Сергей Михайлович Пожарский. Он не был каллиграфом в строгом смысле этого слова, но очень многие из его шрифтов с их подчеркнутой энергичностью и рукотворностью непринужденно и артистично балансируют над невидимой гранью, отделяющей шрифт писанный от шрифта рисованного: для этого художника, впрочем, особенно в зрелом возрасте и во всеоружии мастерства, вообще не существовало никаких жестких рамок. (Поскольку фотографии Учителей заимствованы из литературы и других источников, а не сделаны самостоятельно, они даются черно-белыми, даже если первоисточник был в цвете. Собственные авторские фото - цветные).

Учителя

Каждый приходит в свою профессию собственным, только Богу и себе исповедимым путем. То, ремесло, которому мне довелось вот уже много лет учить студентов, изначально было для меня только способом зарабатывать деньги профессией художника-оформителя. Уже в самом начале карьеры, в конце 60-х, буквально поперек горла встал наиболее распространенный тогда в данной среде рубленый шрифт в форме «халтур-гротеска» (именно им, в форме, близко или весьма отдаленно приближавшейся к заглавным Древней гарнитуры из каталога ручных наборных шрифтов, обычно писали лозунги, объявления о собраниях, профсоюзных путевках, продажах в магазинах и т. п.).

И Господь (а ведь именно о Нем-то я менее всего тогда и думал) сжалился: то ли в библиотеке, то ли в руках архитекторов, наставлявших меня на оформительском пути, я увидел «Современный шрифт» Виллу Тоотса, а потом и купил в самом Таллине его же методические брошюры по гротесковым и каллиграфическим ширококонечного пера шрифтам. И зарабатывание денег писанием всякой ерунды вдруг стало эстетическим актом.

Уже потом явилась необходимость (и уже возможность) писать дарственные адреса по поводу разных юбилеев, а потом и переписывать собственные стихи... Еще одним заочным вдохновителем и учителем я числю в не очень давнее время, к сожалению, ушедшего от нас Илью Трофимовича Богдеско. Хотя великий Мастер и воспринял только как шутку мою фразу на Выставке шрифта в 2005 г. о том, как я, говоря о его творчестве своим студентам, нарочито выделяю ударением и паузой первый слог его фамилии, подобное отношение вполне можно считать и оправданным.

Пауль Лухтейн

Виллу Тоотс

Илья Трофимович Богдеско

Пауль Лухтейн, в течение многих лет возглавлявший кафедру графики Художественного института Эстонской ССР в Таллине. Этот великий мастер каллиграфии и шрифта имел за плечами самую солидную базу — Высшую школу графики и искуства книги в Лейпциге А вот крупнейший популяризатор искусства каллиграфии и великий каллиграф Виллу Тоотс изучал искусство каллиграфии самостоятельно. В этом его судьба совпадает с великим каллиграфом и шрифтовым дизайнером современности Германом Цапфам. Во многом, благодаря подвижнической деятельности Тоотса эстонская школа каллиграфии в 60- 70-80-х гг. стала всемирно известной, а Таллин - признанным центром каллиграфии в СССР. Но наступила перестройка, и в свободной Эстонии уже нет той великой Школы... Илья Трофимович Богдеско, по его собственным воспоминаниям, первые уроки каллиграфии получил от своего отца. Это была в то время, естественно, английская каллиграфия остроконечного пера. И учеником, сетует на свою молодую нерадивость старый мастер, был он невнимательным. В Ленинградской АХ знаменитый Геннадий Дмитриевич Епифанов учил культуре шрифта, но он и сам был рыцарем шрифта построенного, нарисованного. Итак, собственно каллиграфию широкого профиля Богдеско изучал также самостоятельно

Герман Цапф

Дэвид Харрис

Соломон Венедиктович Телингатер 

Как и величайший шрифтовик второй половины XX - начала XXI в. немец Герман Цапф А это человек, имя которого еще неоднократно будет упоминаться на страницах этой книги.
Дэвид Харрис - автор знаменитых на весь мир и Интернет пособий по исторической и современной каллиграфии ширококонечного пера и других пишущих инструментов Ihe Art of Calligraphy. N. Y., 1998 и The Calligrapher's Bible. London, 2003.
До тех пор, пока я с 2006 г. не стал готовить собственные прописи по обучению каллиграфии ширококонечного пера, прописи Харриса были для нас со студентами одним из главных источников методической информации
В своем перечислении заочных учителей я не придерживаюсь хронологии их дат рождения, а тем более нас здесь не должны интересовать и даты ухода тех из них, кто просто сменил свою форму существования с комплексной, дуцховно-физической на чисто духовную. Для Мастеров такого ранга смерть не является «фактом, подлежащим изучению», ибо для них ее попросту нет. Кстати, этот портрет замечательного советского мастера книги Соломона Венедиктовича Телингатера сканирован с некролога в VIII выпуске «Искусства книги». Однако яркое, самобытное творчество этого поистине Рыцаря Книги не может быть смертным. И какой из каллиграфов не вспомнит его знаменитый эскиз акцидентнотго шрифта, идущий от каллиграфии обратной, нерабочей поверхности остроконечногор пера или его шедевр - титульный разворот «Жития протопопа Аввакума»!

 

Соратники, союзники

Я все-таки не думаю, что надо принять сторону крайних консерваторов и считать наше время истинно эпохой глобального одичания. Так, наверное, определяли свое молодое окружение уже не раз, во времена слишком быстрого преобразования окружающей среды и резкого увеличения потока информации, смывающего привычные устои памяти и культуры. Заносчивое бахвальство и равнодушное невнимание значительной части студентов есть прежде всего или закономерное следствие резкого увеличения их числа (в области дизайна, по сравнению с временами, когда на каждом углу не было дизайн-студии или минитипографии), или «клипового мышления», напрочь отшибающего способность и желание овладевать чем-то долго и упорно.

Но, поскольку все эти качества у наших потенциальных преемников явно присутствуют, то люди, занимающиеся практической культурологией (а именно таковыми являются профессиональные каллиграфы, практически каждый из которых одновременно еще и преподает свое ремесло), воистину выступают как соратники или союзники по борьбе, ни много ни мало, - за сохранение Человека в качестве основополагающего субъекта духовно-физической деятельности, определяющего стратегию развития Цивилизации на планете Земля в соответствии с Божьим промыслом о союзе и гармонии мира Видимого и Невидимого.

А иначе человека ждет жалкая роль Прямохода Псевдомыслящего, как его окрестили электронные мозги в одном из старых научно-фантастических предупреждений. То есть - ненужного уже придатка высокоинтеллектуальной Машины, обреченного сначала на прозябание, а затем и вымирание. Это то самое грозное « Отныне и навсегда», которое уже реально прозвучало сразу после поражения Гарри Кимовича от Дип Блю.

Каллиграфия как метод воспитания, формирующий у человека согласную и одновременную работу обоих полушарий головного мозга, как уже показал реальный опыт Петра Петровича Чобитько, всецело подтверждаемый высоокоточ-ными исследованиями японских и других ученых, таит в себе, возможно, неисчерпаемые возможности, как неисчерпаемыми возможностями, согласно воззрениям все той же современной науки, обладает человеческий мозг.

Движение в кулуарах

Примечательным аспектом больших международных выставок является их кулуарная, приватно-«домашняя» кухня. Именно здесь происходит неформальное общение, обмен впечатлениями, знаниями, происходят знакомства, делаются неожиданные открытия, по-настоящему обсуждаются большие планы. Даже мастера, казалось бы, давно и хорошо знакомые, иногда узнаются с совершенно новой стороны.

  • Украинские мастера:
    • Ярослав Куць, каллиграф, дизайнер шрифта, график, педагог (Львов),
    • Василь Чебаник, выдающийся украинский график, каллиграф, дизайнер шрифта, педагог (Киев).

2008 год действительно был звездным годом не только для российской каллиграфии, но и для национального шрифтового дела вообще. Ведь это год трехсотлетия русского гражданского шрифта, у истоков которого стоял сам Петр Великий. В сентябре 2008 г. в Санкт-Петрбурге одновременно прошли Симпозиум Международной ассоциации шрифтового дизайна АТур и 1-я Международная выставка каллиграфии.

Петр Чобитько, вероятно, главный вдохновитель второго эпохального события, своей неукротимой энергией сумел заразить и убедить директора Московской выставочной компании Алексея Шабурова, и колесо завертелось с истинно столичным размахом. Даже первые установочные встречи учредителей были об-рзцово обставлены, на них присутствовали известные люди, играли отличные музыканты. В конце концов, каллиграфия - это даже не застывшая, как архитектура, а живо звучащая для глаза музука букв и смыслов...

Художник-каллиграф, мастер классической еврейской (и не только) каллиграфии, эксперт по сакральным текстам иудаизма Авраам-Эрш Борщевский (I lepy-салим, Израиль) и выдающийся каллиграф, график, дизайнер, педагог Евгений Максович Добровин-ский (Москва). Поскольку авраам Борщевский - выходец из России, ему здесь не нужны переводчики. К тому же и сам Добровинский не чужд настоящей священной каллиграфии. Так что я не зря назвал фотографию цитатой из «Песни Песней».

Каллиграфы тоже люди

Каллиграфы тоже люди, со всеми своими способностями, слабостями, склонностями и привычками, подчас даже комплексами. И не всегда удается в качестве фотографа-папарацци сразу проникнуть в Зазеркалье их внутренней жизни. Печально-мудрый и усталый Добровинский на секунду как бы приоткрылся, а вот директора волгоградского Института художественного образования Николая Таранова голыми руками не возьмешь. Начальник - и все тут. Ан, нет Это выдающийся исследователь, ученый-искусствовед, не боящийся отстаивать новые, нестандартные взгляды на, казалось бы, хрестоматийные вещи, писатель, мастер-каллиграф, педагог, общественный деятель.

Мастерство - это руки

Евгений Михайлович Дробязин (Москва), проводя мастер-класс на 3-й Международной выставке каллиграфии в Великом Новгороде, не стал демонстрировать владение экзотическими инструментами. Взяв в руки старинную советскую красную деревянную вставочку с металлическим мундштуком, которой мы с ним (с разницей всего в год и в разных городах) когда-то учились писать в первом классе, он продемонстрировал артистическое владение всего-то двумя вставляемыми в нее перьями: той самой остроконечной «звездочкой» из детства и обычным советским плакатным пером. Поистине, Мастерство -это, прежде всего, - Руки и Голова, а не заморские «прибамбасы».

Темперамент и привычки диктуют людям и разную позу, и разную манеру сосредоточения или, наоборот, внешней медитативной релаксации, подразумевающей полную внутреннюю концентрацию. И если сравнительно молодой (р. 1970), но уже признанный итальянский мастер Массимо Полелло проводит свой мастер-класс буквально играючи, успевая и пошутить, и помечтать, держа в руке великолепное пружинное перо для каллиграфических выкрутасов, то закаленный в книжных боях москвич Евгений Дробязин, демонстрируя на мастер-классе фантастическое владение самыми простыми и доступными инструментами, как будто внутренне скорбит о чем-то таком легком, но поразительно не сбывающемся...

Виталий Митченко, пренебрегая и заветами мэтров (сам мэтр), и правильной позой, и, следовательно, - своим здоровьем, склонился над работой, весь поглощенный процессом Письма. Николай Макаров уже экспрессивно «расписал» руку и потому может на время эскизиро-вания посидеть, спокойно сосредоточившись. А великий Семченко совсем по-детски радуется своему очередному шедевру (и счет-то их уже потерян).

Этот Человечище поразил меня во время первой установочной встречи по подготовке 1-й Международной выставки каллиграфии. Поразил своей полной самодостаточностью и завершенностью самовыражения. Причем, во всем: естественно, в Мастерстве (с которым мы уже давно были знакомы по его книгам); в Ремесле, которое он только что продемонстрировал на фотографии справа; в энциклопедической эрудиции, которую он демонстрировал в течение многочасовой вечерней беседы с близкими друзьями; и в уверенности в своей правоте и в своей харизматичности. А это так необходимо состоявшемуся Художнику и Человеку для утверждения на Земле результатов той самостоятельной Работы, которую человек добросовестно проделал по развитию в себе Талантов, ради которых Господь и послал его сюда, к людям.

Конечно, нынче каллиграфией занимаются уже разные люди, но, на наше счастье, мы еще успели захватить и эпоху Титанов. Кто, взглянув даже на фотографии легендарного француза Жана Ларше или на апостольской лик Павлл Семченкл, усомнится в их сверхчеловеческой сущности! А уж как увидят их работы... Кстати, Ларше, адресно обращаясь к восторженным неофитам каллиграфии, подчеркнул, что артистическим опытам с экзотическими инструментами необходимо предварить тщательное изучение классической исторической каллиграфии, и только на ее базисе уже совершать самостоятельные «финты ушами».

И в продолжение замечания Maestro Insuperato, и в завершение главы - добавление от автора. Если вы уже более или менее знакомы с классикой ведения ширококонечного пера, не спешите выкидывать сломанный инструмент; подумайте, не принесет ли вам его классическая негодность пользу в качестве источника какого-либо неожиданного эффекта. Ходят легенды о сломанном птичьем пере, которым Тоотс исполнил один из самых эффектных своих опусов.

Известен пример Телингатера, вообще специально писавшего внешней стороной пера. Я предлагаю взглянуть на результат использования в хлам треснувшего тростникового пера, которое, дабы совсем не рассыпалось, пришлось обернуть лейкопластырем. Но если водить им, почти не нажимая, оно раскрывается своими лишними расщепами-трещинами, как цветок, и дает совершенно непредсказуемые «лишние» следы, придавая надписи дополнительный артистический шарм.

Блоги » 26 » 0

Всего комментариев : 0 (оставить свой)

Ваш комментарий
html не поддерживается
Подписаться на комментарии
Похожие материалы

Вас заинтересуют так же следующие новости

  • 03 июн 2019

    Манипуляции ширококонечным пером по Л. И. Проненко...

    Это состояние пера при достаточном количестве краски в тушедержателе и ее хорошей текучести, когда вы нажимаете на один угол пера, а второй едва заметно приподнимаете над поверхностью бумаги, следя за тем, чтобы не разорвать образовываемую борьбой сил натяжения жидкости и сил смачивания «рисующую каплю» (ее-то и называет Л. II. «чернильным клином»)....

  • 03 июн 2019

    Кратко о практических заданиях по каллиграфии...

    Этап освоения конкретного исторического пошиба мы со студентами проходим, как уже сказано в начале, на альбоме миллиметровки, используя китайскую тушь, черную, коричневую или даже синюю английскую (например, очень хорошую Winsor & Newton) или чешскую Koh-1-Noor, или же (в целях экономии) простую русскую черную «Гамму» {тушь, а не чернила, которые по плохой миллиметровке сразу расплываются)....

  • 03 июн 2019

    Письмо Древней Руси и Московии...

    ЕСЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО проследить более чем двухтысячелетнюю историю западноевропейского письма (а она будет показательнее нашей, более короткой, а вследствие петровской реформы - и менее последовательной), то окажется, что в целом рукописные шрифты (по-шибы) на латинской основе распадаются на 2 категории: формальную (официально-формальную),-шрифты тщательно оформленные, каллиграфические, использовавшиеся в...

  • 03 июн 2019

    История возникновения кириллического письма...

    И вот это-то неуловимое интуитивное знание каким-то непостижимым Промыслом еще сохраняется и в душе, и в движении руки новых приходящих поколений. Если становление финикийского алфавита и генетически восходящих к нему греческого и латинского письма заняло несколько веков, и тому есть четкие археологические подтверждения, то возникновение славянской письменности священное и историческое предание относит к середине-второй половине IX в. н. э. и связывает с деятельностью реально существовавших людей - святых равноапостольных Мефодия и Кирилла,...

  • 03 июн 2019

    Миссия Кирилла и Мефодия...

    Сохранилось также сообщение, что в Корсуни Константин обнаружил Евангелие и Псалтирь, написанные некими русскими письменами. В этом же «Паннонском житии» Константина говорится, что с помощью человека, говорившего по-русски, он быстро научился читать эти письмена, так как язык был близок болгаромакедонскому диалекту, которым владел сам Константин. Действительно, сохранились различные свидетельства о существовании у славян некой письменности, возможно, рунической или про-токириллической, или протоглаголической уже в середине IX в....

  • 03 июн 2019

    Несколько слов о глаголице...

    Первоначальная болгарская глаголица (будем придерживаться традиционной теории ее происхождения ) была круглой, поскольку в качестве формообразующих элементов букв использовались круг и производные от него, крест и треугольник. Круглой глаголицей написаны Киевские листки, Зографское Евангелие, Ассеманиево Евангелие, Мариинское Евангелие, Рильские листки (XI в.). Клоцев сборник (XI в.) демонстрирует как бы постепенный переход от круглой к угловатой глаголице. Синайский требник и Синайская Псалтирь, а также чешско-моравские Пражские фрагменты...

  • 03 июн 2019

    Реймсское Евангелие...

    Реймсское Евангелие апаракос - церковнославянская пергаменная рукопись. Первая её часть, содержащая чтения праздничных Евангелий по обряду православной церкви, написана кириллицей -, вторая, содержащая Евангелия, апостольские послания, паремии на праздники по римско-католическому календарю, написана в 1395 г. хорватской глаголицей монахами Эммаусского монастыря, основанного в Праге в 1347 г. для совершения католического богослужения на славянском языке....

  • 03 июн 2019

    История развития русского письма...

    История развития русского письма практически с момента его зарождения - есть развитие кириллицы. В результате тщательного учета фонетического состава старославянского языка кириллица имела все буквы, необходимые для его правильной передачи. Абсолютно пригодным этот алфавит оказался и для передачи позднейшего русского языка. Более чем за 1000 лет в алфавит понадобилось ввести всего лишь две новые буквы: «й» (при реформе 1735 г.) и «ё» (1797 г.). Не нужны русскому языку многобуквенные сочетания....

  • 03 июн 2019

    Остромирово Евангелие год происхождения 1056 — 1057...

    В истории человеческой культуры не раз бывало, что уже зачинатели некоего нового направления искусства или авторы глобального изобретения поднимались до вершинных достижений, подчас остающихся эталонными и по сей день. В полиграфии сразу вспоминается 42-строчная Библия Гутенберга, «Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Торжественное литургическое письмо для богослужебных книг и духовных книг для чтения, несомненно, пришло на Русь...

  • 03 июн 2019

    Старший устав - Каллиграфия Марии Башиловой...

    Специально для этого издания две моих ученицы: Мария Башилова и Анна Переходько согласились переписать мои стихи, вынесенные эпиграфами к каждой главе, описывающей определенный рукописный шрифт. Почти все стихи выполнены пером со срезом 3 мм, как и в прописях. В книге оригиналы, естественно, даются с уменьшением. Но «аппетит приходит во время еды»: Мария Башилова в 2011 - 2012 гг. в качестве завершающей работы в петербургском Институте декоративно-прикладного искусства (ИДПИ*) переписала и оформила все стихотворения цикла и собрала их...

  • 03 июн 2019

    Полуустав...

    С середины XIV века в связи с более широким развитием письменности, вызванным экономическим, политическим и культурным развитием страны, развивается новый тип письма - полуустав. Полуустав, в отличие от устава, внешне менее красив, но буквы написаны достаточно четким и уверенным почерком. Первоначальный полуустав возникает среди писцов, которые были не столько заинтересованы в красоте письма, сколько в его...

Нажимая кнопку авторизации, я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с «Политикой конфиденциальности» этого сайта.

^