Взять онлайн кредит на карту через Интернет » Блоги » Кратко о практических заданиях по каллиграфии


Кратко о практических заданиях по каллиграфии

Кратко о практических заданиях по каллиграфии 

Кратко о практических заданиях по каллиграфии

Этап освоения конкретного исторического пошиба мы со студентами проходим, как уже сказано в начале, на альбоме миллиметровки, используя китайскую тушь, черную, коричневую или даже синюю английскую (например, очень хорошую Winsor & Newton) или чешскую Koh-1-Noor, или же (в целях экономии) простую русскую черную «Гамму» {тушь, а не чернила, которые по плохой миллиметровке сразу расплываются).

Первый рассматриваемый шрифт требует строгого и тяжелого труда по «постановке руки». Обычно все мастера каллиграфии начинают обучение с простых штрихов, элементарных, а потом все усложняющихся бордюров, затем переходя к орнаментам, и уж потом приступая к отработке написания конкретных буквенных знаков.

Этот десятилетиями отработанный, последовательный и методически совершенно оправданный путь хорош во всех отношениях, кроме временных затрат. В специальной школе каллиграфии, на факультативных занятиях для целенаправленно пришедших на них студентов это единственно верное решение. Так же, как и для самостоятельно работающих по методическому пособию. Однако в условиях явного дефицита учебного времени, «предусмотренного» авторами современных учебных стандартов, да еще и на вечернем отделении, когда люди учатся после работы, это не очень-то осуществимо. Поэтому я избрал несколько иной путь постановки руки. Он состоит в повторении каждого знака на миллиметровой бумаге с тем, чтобы заполнить им весь лист. Пример приведен на следующем развороте.

Дабы отмести любые вопросы по конкретной методике написания, я провожу все занятия первого семестра в форме мастер-класса, сидя за столом посреди студентов и наглядно показывая им процесс письма. В данной книге, как и во многих зарубежных пособиях, помещены фотографии фрагментов этого действа для читателей, которые не посещают «живые» занятия.

Повторяю:

Необходимо исполнить не менее целого листа с повторением одной и той же буквы. По мнению нашего замечательного каллиграфа и педагога Петра Петровича Чобитько, необходимо написать букву не менее 60 раз, чтобы ее освоить.

Это количество примерно согласуется с написанием одного листа А4. По-хорошему, также надо поступать и со всеми остальными рукописными шрифтами. Межстрочные пробелы каждый раз указывает сама пропись, но можно для экономии места их чуть уменьшить.

Следующий этап - клаузуры формата АЗ на каждый из изучаемых пошибов. Здесь учащийся прописывает некоторый текст данным почерком в графике оригинала (кириллической или латинской), а потом (особенно для западных шрифтов) - и в противоположной адаптации. Конечно, студентам художественного вуза и всем, кто хочет до конца окунуться в высокое искусство исторической каллиграфии, пристало не просто написать текст, но и постараться привнести свое творческое ощущение данного почерка, совсем не обязательно просто копируя какие-то конкретные элементы или композиции исторических образцов, хотя это и очень полезно.

И завершением работы над некоторым циклом шрифтов (к примеру, 6 древнерусских почерков) является большая композиционная работа формата не менее А2, которая может включать все или некоторые избранные почерки данного цикла, объединенные единым композиционным решением.

Своей сверхзадачей я считаю не только активизацию исторической памяти и уважения к высочайшей, часто не доступной уже для нас культуре предков у наших заносчивых и всезнающих студентов, но отношения к элементам (хотя бы к элементам) этой культуры как к чему-то близкому и даже легко вписывающемуся в достаточно гибкие рамки современного дизайна и графики. Поэтому даже приветствуется нестандартный и абсолютно современный способ прочтения традиционного материала. 

Блоги » 29 » 0

Всего комментариев : 0 (оставить свой)

Ваш комментарий
html не поддерживается
Подписаться на комментарии
Похожие материалы

Вас заинтересуют так же следующие новости

  • 08 июн 2019

    Чернила и тушь в каллиграфии...

    Вообще-то тушь и чернила различаются по растворимости пигмента. Если он растворим на уровне молекул (обычно это органические пигменты), то это чернила. Если же это не раствор, а тонкодисперсная взвесь нерастворимого де-факто (чаще минерального) пигмента, то это тушь. Тушь требует периодического взбалтывания или перемешивания, она более светостойка и долговечна. Тушь разводится водой, но в результате может быть смываемой и несмываемой. После работы тушью (как и после работы любым материалом) необходимо тщательно промыть перо теплой водой (а...

  • 08 июн 2019

    Манипуляции ширококонечным пером по Л. И. Проненко...

    Это состояние пера при достаточном количестве краски в тушедержателе и ее хорошей текучести, когда вы нажимаете на один угол пера, а второй едва заметно приподнимаете над поверхностью бумаги, следя за тем, чтобы не разорвать образовываемую борьбой сил натяжения жидкости и сил смачивания «рисующую каплю» (ее-то и называет Л. II. «чернильным клином»)....

  • 08 июн 2019

    Каллиграфия - Талант, Ремесло, Искусство...

    СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ. Это фраза далекого уже от нас трагического и героического Времени (так - было, и нечего безумствовать, пытаясь вычеркнуть из памяти целого народа почти столетие его и кровавой, и - славной - истории!) Теперь в «звездах» и героях ходят или безголосые «микрофон-ники» и футбольные рабы, продаваемые и покупаемые за безумные миллионы, или бездарные чиновники, или наглые, хищные и везучие акулы бизнеса....

  • 08 июн 2019

    Письмо Древней Руси и Московии...

    ЕСЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО проследить более чем двухтысячелетнюю историю западноевропейского письма (а она будет показательнее нашей, более короткой, а вследствие петровской реформы - и менее последовательной), то окажется, что в целом рукописные шрифты (по-шибы) на латинской основе распадаются на 2 категории: формальную (официально-формальную),-шрифты тщательно оформленные, каллиграфические, использовавшиеся в...

  • 08 июн 2019

    История возникновения кириллического письма...

    И вот это-то неуловимое интуитивное знание каким-то непостижимым Промыслом еще сохраняется и в душе, и в движении руки новых приходящих поколений. Если становление финикийского алфавита и генетически восходящих к нему греческого и латинского письма заняло несколько веков, и тому есть четкие археологические подтверждения, то возникновение славянской письменности священное и историческое предание относит к середине-второй половине IX в. н. э. и связывает с деятельностью реально существовавших людей - святых равноапостольных Мефодия и Кирилла,...

  • 08 июн 2019

    Миссия Кирилла и Мефодия...

    Сохранилось также сообщение, что в Корсуни Константин обнаружил Евангелие и Псалтирь, написанные некими русскими письменами. В этом же «Паннонском житии» Константина говорится, что с помощью человека, говорившего по-русски, он быстро научился читать эти письмена, так как язык был близок болгаромакедонскому диалекту, которым владел сам Константин. Действительно, сохранились различные свидетельства о существовании у славян некой письменности, возможно, рунической или про-токириллической, или протоглаголической уже в середине IX в....

  • 08 июн 2019

    Несколько слов о глаголице...

    Первоначальная болгарская глаголица (будем придерживаться традиционной теории ее происхождения ) была круглой, поскольку в качестве формообразующих элементов букв использовались круг и производные от него, крест и треугольник. Круглой глаголицей написаны Киевские листки, Зографское Евангелие, Ассеманиево Евангелие, Мариинское Евангелие, Рильские листки (XI в.). Клоцев сборник (XI в.) демонстрирует как бы постепенный переход от круглой к угловатой глаголице. Синайский требник и Синайская Псалтирь, а также чешско-моравские Пражские фрагменты...

  • 08 июн 2019

    Реймсское Евангелие...

    Реймсское Евангелие апаракос - церковнославянская пергаменная рукопись. Первая её часть, содержащая чтения праздничных Евангелий по обряду православной церкви, написана кириллицей -, вторая, содержащая Евангелия, апостольские послания, паремии на праздники по римско-католическому календарю, написана в 1395 г. хорватской глаголицей монахами Эммаусского монастыря, основанного в Праге в 1347 г. для совершения католического богослужения на славянском языке....

  • 08 июн 2019

    История развития русского письма...

    История развития русского письма практически с момента его зарождения - есть развитие кириллицы. В результате тщательного учета фонетического состава старославянского языка кириллица имела все буквы, необходимые для его правильной передачи. Абсолютно пригодным этот алфавит оказался и для передачи позднейшего русского языка. Более чем за 1000 лет в алфавит понадобилось ввести всего лишь две новые буквы: «й» (при реформе 1735 г.) и «ё» (1797 г.). Не нужны русскому языку многобуквенные сочетания....

  • 08 июн 2019

    Остромирово Евангелие год происхождения 1056 — 1057...

    В истории человеческой культуры не раз бывало, что уже зачинатели некоего нового направления искусства или авторы глобального изобретения поднимались до вершинных достижений, подчас остающихся эталонными и по сей день. В полиграфии сразу вспоминается 42-строчная Библия Гутенберга, «Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Торжественное литургическое письмо для богослужебных книг и духовных книг для чтения, несомненно, пришло на Русь...

  • 08 июн 2019

    Старший устав - Каллиграфия Марии Башиловой...

    Специально для этого издания две моих ученицы: Мария Башилова и Анна Переходько согласились переписать мои стихи, вынесенные эпиграфами к каждой главе, описывающей определенный рукописный шрифт. Почти все стихи выполнены пером со срезом 3 мм, как и в прописях. В книге оригиналы, естественно, даются с уменьшением. Но «аппетит приходит во время еды»: Мария Башилова в 2011 - 2012 гг. в качестве завершающей работы в петербургском Институте декоративно-прикладного искусства (ИДПИ*) переписала и оформила все стихотворения цикла и собрала их...

  • 08 июн 2019

    Полуустав...

    С середины XIV века в связи с более широким развитием письменности, вызванным экономическим, политическим и культурным развитием страны, развивается новый тип письма - полуустав. Полуустав, в отличие от устава, внешне менее красив, но буквы написаны достаточно четким и уверенным почерком. Первоначальный полуустав возникает среди писцов, которые были не столько заинтересованы в красоте письма, сколько в его...

Нажимая кнопку авторизации, я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с «Политикой конфиденциальности» этого сайта.

^