Взять онлайн кредит на карту через Интернет » Блоги » Манипуляции ширококонечным пером по Л. И. Проненко


Манипуляции ширококонечным пером по Л. И. Проненко

Манипуляции ширококонечным пером по Л. И. Проненко 

Первая встреча с демонстрацией манипулирования ширококонечным пером дает повод договориться об условных обозначениях на прописях. Чтобы не загораживать реальным изображением пера полрисунка, используем для демонстрации маленький условный контур его рабочей части.

Манипуляции ширококонечным пером по Л. И. Проненко

  • I Ведение по вертикали с одновременным вращением.
    • Ведение пера по вертикали. От пунктирной линии одновременно с плавным поворотом пера а) симметрично относительно вертикальной оси ведения; б) дополнительно как бы смещая наплыв от оси ведения влево или вправо.
    • Увеличение ширины штриха в одну сторону (как только что в б) или симметрично относительно вертикали, но начиная равномерно поворачивать перо с 90° на 0° (горизонтальное положение относительно строки) с самого начала ведения вниз.
    • Обратное вращение пера от 0° к 90°.
    • Вращение от 0° к острому углу и возвращение к 0°.
    • Вращение от острого угла к 0° и обратно к острому а) симметрично относительно оси ведения; б) смещая наплыв влево или вправо.

II Применение приема, который Леонид Иванович называет «чернильным клином».

Это состояние пера при достаточном количестве краски в тушедержателе и ее хорошей текучести, когда вы нажимаете на один угол пера, а второй едва заметно приподнимаете над поверхностью бумаги, следя за тем, чтобы не разорвать образовываемую борьбой сил натяжения жидкости и сил смачивания «рисующую каплю» (ее-то и называет Л. II. «чернильным клином»).

  1. От острого угла к нулевому, но не утолщая линию, постепенно приподнимая правый уголок (А. И. поднимал левый).
  2. От нулевого к острому, но не поворачивая, а постепенно отрывая от пунктирной линии правый уголок.
  3. То же, но постепенно отрывая левый.
  4. Разные переходы от основного к соединительному штриху при плавном (а) и резком (б) переводе пера на левый или правый уголок. Дополнительный нюанс в виде эффектного хвостового завершения дает резкий отрыв пера от поверхности бумаги.
  5. Движение on нулевого угла с очень медленным (гораздо медленнее поступательного движения) отрывом правого уголка.

III Верхние правонаправленные клювовидные завершения

Ведя перо близко к горизонтали, необходимо с сильным нажимом перевести его на левый уголок, приподнимая правый и смещая перо по дуге вниз. Здесь также работает «чернильный клин». Разные по эластичности перья даже при одинаковом наполнении тушедержателя ведут себя по-разному. Некоторые позволяют буквально ограничиться описанным алгоритмом, полностью заливая «клюв» самостоятельно. Но обычно необходимо дорисовать тем же левым уголком вертикальную засечку вверх, и при необходимости - «дозалить» незакрашенный кусочек. Рядом показаны примеры употребления подобной манипуляции. Иногда после подобного процесса перо при проведении следующего обычного штриха «стреляет», брызгая на работу, вследствие застревания щечек в положении друг на друга в верхней части расщепа. Перед ответственной работой сначала испытайте «норов» пера; в случае чего - после клюва поправляйте его на черновике.

IV Верхние и нижние левовонаправленные и нижние правонаправленные клювовидные завершения.


  • Как бы «расписав» перо по диагонали примерно в 60°, ведем его вправо, поворачивая на угол 0°.
  • Ставим перо под углом примерно 60° влево и, нажимая на левый уголок и приподнимая правый, примерно на полширины-ширину пера смещаем его вниз под тем же углом, одновременно вращая перо вокруг опорного левого уголка вправо до примерно нулевого угла. Тогда перо, «проскальзывая» над бумагой, дает нам сверху необходимую вогнутую, а не выпуклую вверх дугу.
  • Наконец, «лыжа» на опоре буквы Е или хвосте Се, е. Держа перо плашмя к поверхности бумаги, поворачиваем его в процессе ведения вправо на угол примерно в 60°.


Дополнительная обработка пера

Исходя из приведенного рисунка по Джонстону-Тоотсу, а также из рекомендаций Д. Грина в книге Проненко, кончик достаточно толстого тростникового или птичьего пера необходимо дополнительно срезать на острие в поперечном сечении под углом примерно 55° для обычного текста и совсем полого - для особо мелкого. Металлические перья разной ширины имеют одинаковую толщину, так что для самых узких можно провести такую же операцию, только на этот раз путем стачивания на оселке или на шкурке № 1 с последующей скругляющей правкой: а) уголков, - покачивая перо, водя его уголком по кругу; б) непосредственно широкого кончика, - покачивая перо вперед-назад. Иначе сточенный металл будет остриями врезаться в бумагу.

По мере долгого писания любое перо будет постепенно затупляться, образуя в боковом сечении вместо острия (скругленного у металлического) характерную плоскость, огрубляющую и затрудняющую письмо. Великий практик Богдеско дает простейший совет, который стабильно подтверждает практика: почти плашмя поставить перо внутренней стороной на шкурку-нулевку, наклеенную на картон (для быстрого эффекта, скорее, единичку с правкой на нулевке, как при заточке гравировальных штихелей - Д, ПФ, и тянуть шкурку от себя, не меняя положения пера.

Хотя В. К. Тоотс четко рекомендовал вести металлическое перо либо сверху вниз, либо слева направо, избегая противоположных направлений, Л. И. Проненко резонно отмечает, что практическая креативная каллиграфия предполагает более свободную манипуляцию инструментом.

Кстати, именно ведение пера вверх выявляет его возможный скрытый дефект, выражающийся либо в разнотолщинности язычков, либо в лишнем изгибе одного из них в продольном направлении. Если вниз линия будет сочной и укрывистой, то вверх - вяло серой. Поскольку перо закалено, можно исправить дефект только путем стачивания выгибающейся щечки до совпадения с другой в одной плоскости. Убедитесь, что после правки линия вверх становится такой же насыщенной. А вот если перо при нажиме быстро «разъезжается», разрывая штрих и вообще переставая писать, лучше смените его другим (органическое, возможно, - переточите заново).

Блоги » 19 » 0

Всего комментариев : 0 (оставить свой)

Ваш комментарий
html не поддерживается
Подписаться на комментарии
Похожие материалы

Вас заинтересуют так же следующие новости

  • 11 июн 2019

    Какую бумагу применяют в каллиграфии?...

    Листы пергамена представляют собой особо выделанную кожу животных. Первоначально шкуру помещали в известь, затем очищали от мяса и волос, потом, натянув на специальную раму, счищали скребком остатки мяса и волос, потом сушили, полировали, отбеливали. Если на папирусе, хотя и писали с обеих сторон, но предпочтительной все-таки была сторона verso, то, на пергамене можно было одинаково писать с обеих сторон. Самый лучший материал подобного типа изготавливается из тонко выделанной телячьей кожи или из кожи лайки и называется веленью или веленевой...

  • 11 июн 2019

    Чернила и тушь в каллиграфии...

    Вообще-то тушь и чернила различаются по растворимости пигмента. Если он растворим на уровне молекул (обычно это органические пигменты), то это чернила. Если же это не раствор, а тонкодисперсная взвесь нерастворимого де-факто (чаще минерального) пигмента, то это тушь. Тушь требует периодического взбалтывания или перемешивания, она более светостойка и долговечна. Тушь разводится водой, но в результате может быть смываемой и несмываемой. После работы тушью (как и после работы любым материалом) необходимо тщательно промыть перо теплой водой (а...

  • 11 июн 2019

    Кратко о практических заданиях по каллиграфии...

    Этап освоения конкретного исторического пошиба мы со студентами проходим, как уже сказано в начале, на альбоме миллиметровки, используя китайскую тушь, черную, коричневую или даже синюю английскую (например, очень хорошую Winsor & Newton) или чешскую Koh-1-Noor, или же (в целях экономии) простую русскую черную «Гамму» {тушь, а не чернила, которые по плохой миллиметровке сразу расплываются)....

  • 11 июн 2019

    Каллиграфия - Талант, Ремесло, Искусство...

    СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ. Это фраза далекого уже от нас трагического и героического Времени (так - было, и нечего безумствовать, пытаясь вычеркнуть из памяти целого народа почти столетие его и кровавой, и - славной - истории!) Теперь в «звездах» и героях ходят или безголосые «микрофон-ники» и футбольные рабы, продаваемые и покупаемые за безумные миллионы, или бездарные чиновники, или наглые, хищные и везучие акулы бизнеса....

  • 11 июн 2019

    Письмо Древней Руси и Московии...

    ЕСЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО проследить более чем двухтысячелетнюю историю западноевропейского письма (а она будет показательнее нашей, более короткой, а вследствие петровской реформы - и менее последовательной), то окажется, что в целом рукописные шрифты (по-шибы) на латинской основе распадаются на 2 категории: формальную (официально-формальную),-шрифты тщательно оформленные, каллиграфические, использовавшиеся в...

  • 11 июн 2019

    История возникновения кириллического письма...

    И вот это-то неуловимое интуитивное знание каким-то непостижимым Промыслом еще сохраняется и в душе, и в движении руки новых приходящих поколений. Если становление финикийского алфавита и генетически восходящих к нему греческого и латинского письма заняло несколько веков, и тому есть четкие археологические подтверждения, то возникновение славянской письменности священное и историческое предание относит к середине-второй половине IX в. н. э. и связывает с деятельностью реально существовавших людей - святых равноапостольных Мефодия и Кирилла,...

  • 11 июн 2019

    Миссия Кирилла и Мефодия...

    Сохранилось также сообщение, что в Корсуни Константин обнаружил Евангелие и Псалтирь, написанные некими русскими письменами. В этом же «Паннонском житии» Константина говорится, что с помощью человека, говорившего по-русски, он быстро научился читать эти письмена, так как язык был близок болгаромакедонскому диалекту, которым владел сам Константин. Действительно, сохранились различные свидетельства о существовании у славян некой письменности, возможно, рунической или про-токириллической, или протоглаголической уже в середине IX в....

  • 11 июн 2019

    Несколько слов о глаголице...

    Первоначальная болгарская глаголица (будем придерживаться традиционной теории ее происхождения ) была круглой, поскольку в качестве формообразующих элементов букв использовались круг и производные от него, крест и треугольник. Круглой глаголицей написаны Киевские листки, Зографское Евангелие, Ассеманиево Евангелие, Мариинское Евангелие, Рильские листки (XI в.). Клоцев сборник (XI в.) демонстрирует как бы постепенный переход от круглой к угловатой глаголице. Синайский требник и Синайская Псалтирь, а также чешско-моравские Пражские фрагменты...

  • 11 июн 2019

    Реймсское Евангелие...

    Реймсское Евангелие апаракос - церковнославянская пергаменная рукопись. Первая её часть, содержащая чтения праздничных Евангелий по обряду православной церкви, написана кириллицей -, вторая, содержащая Евангелия, апостольские послания, паремии на праздники по римско-католическому календарю, написана в 1395 г. хорватской глаголицей монахами Эммаусского монастыря, основанного в Праге в 1347 г. для совершения католического богослужения на славянском языке....

  • 11 июн 2019

    История развития русского письма...

    История развития русского письма практически с момента его зарождения - есть развитие кириллицы. В результате тщательного учета фонетического состава старославянского языка кириллица имела все буквы, необходимые для его правильной передачи. Абсолютно пригодным этот алфавит оказался и для передачи позднейшего русского языка. Более чем за 1000 лет в алфавит понадобилось ввести всего лишь две новые буквы: «й» (при реформе 1735 г.) и «ё» (1797 г.). Не нужны русскому языку многобуквенные сочетания....

  • 11 июн 2019

    Остромирово Евангелие год происхождения 1056 — 1057...

    В истории человеческой культуры не раз бывало, что уже зачинатели некоего нового направления искусства или авторы глобального изобретения поднимались до вершинных достижений, подчас остающихся эталонными и по сей день. В полиграфии сразу вспоминается 42-строчная Библия Гутенберга, «Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Торжественное литургическое письмо для богослужебных книг и духовных книг для чтения, несомненно, пришло на Русь...

  • 11 июн 2019

    Старший устав - Каллиграфия Марии Башиловой...

    Специально для этого издания две моих ученицы: Мария Башилова и Анна Переходько согласились переписать мои стихи, вынесенные эпиграфами к каждой главе, описывающей определенный рукописный шрифт. Почти все стихи выполнены пером со срезом 3 мм, как и в прописях. В книге оригиналы, естественно, даются с уменьшением. Но «аппетит приходит во время еды»: Мария Башилова в 2011 - 2012 гг. в качестве завершающей работы в петербургском Институте декоративно-прикладного искусства (ИДПИ*) переписала и оформила все стихотворения цикла и собрала их...

  • 11 июн 2019

    Полуустав...

    С середины XIV века в связи с более широким развитием письменности, вызванным экономическим, политическим и культурным развитием страны, развивается новый тип письма - полуустав. Полуустав, в отличие от устава, внешне менее красив, но буквы написаны достаточно четким и уверенным почерком. Первоначальный полуустав возникает среди писцов, которые были не столько заинтересованы в красоте письма, сколько в его...

Нажимая кнопку авторизации, я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с «Политикой конфиденциальности» этого сайта.

^