Взять онлайн кредит на карту через Интернет » Блоги » Чернила и тушь в каллиграфии


Чернила и тушь в каллиграфии

Чернила и тушь в каллиграфии 

Вообще-то тушь и чернила различаются по растворимости пигмента. Если он растворим на уровне молекул (обычно это органические пигменты), то это чернила. Если же это не раствор, а тонкодисперсная взвесь нерастворимого де-факто (чаще минерального) пигмента, то это тушь. Тушь требует периодического взбалтывания или перемешивания, она более светостойка и долговечна. Тушь разводится водой, но в результате может быть смываемой и несмываемой. После работы тушью (как и после работы любым материалом) необходимо тщательно промыть перо теплой водой (а лучше и потереть щеточкой) и насухо протереть. (Используя перья с легко снимающимся тушедержателем, заранее снимите его, иначе он сразу же упадет в раковину с концами) На рабочем столе полезно иметь перочистку из сшитых посередине нескольких дисков мягкой ткани.

Рецепты мастеров Востока

В древности тушь делали из ламповой сажи. Пигмент, полученный из сажи, перемешивали с клеящим веществом по соответствующему рецепту, получая совершенно черные чернила, которые с веками из-за химических реакций приобрели коричневый оттенок. Все необходимые мастерам средневекового книжного искусства материалы приготовлялись самими исполнителями работ по известным тогда законам, которые систематически развивались каждым последующим поколением специалистов.

В процессе развития арабской каллиграфии и книжности принимали участие представители всех народов Ближнего и Среднего Востока. То же самое происходило и в католической, и в православной Азии и Европе. А Великий Шелковый путь, так же, как Средиземное море, служил мостом, передававшим информацию и материалы на многие тысячи километров.

В силу особенностей средневекового цехового производства, опять-таки, как на Востоке, так и на Западе, специалисты строго хранили в тайне свои профессиональные секреты. Тайны подчас хранили даже от своих детей. И все-таки до нас, обычно уже от зрелого Средневековья, дошли рецепты изготовления бумаги, картона, чернил, красок, лака, способы грунтовки бумаги и картона и т.д. На Востоке сведения были приведены в трактатах прославленных каллиграфов, художников и поэтов. Сохранилось несколько источников на персидском, турецком, таджикском и узбекском языках. Написанные специалистами разных народов, по содержанию и рецептам трактаты во многом повторяют друг друга. Например, рецепт приготовления черных чернил, основанный на методе, разработанном еще в X веке арабским каллиграфом Абу-Али Мухаммедом Ибн-Муклой, применялся на всем Ближнем Востоке до XIX века.

Каллиграфы писали на лощеной (специально проклеенной) бумаге специально приготовленными для этого чернилами при помощи доброкачественных тростниковых перьев. Основными материалами и снаряжением каллиграфа были тростниковое перо, перочинный нож, чернильница, мешалка, черные и цветные чернила, белая, цветная и «мраморная» бумага. «Каждый калам, который сегодня был в употреблении, на следующий день вновь надо очинить, дабы влажность чернил с него полностью сошла», -писал в своем трактате один из мастеров XIV в. Не забыта была в реестре необходимых принадлежностей даже костяная пластинка, на которой можно было подрезать кончик пера. В чернильницу добавляли немного мускуса или розовой воды для благовония: чернила всегда имели привычку постепенно тухнуть.

Бумага в XIV-XVII веках

Бумага в XIV-XVII вв. была еще продуктом кустарного производства и ценилась дорого. Поэтому разрабатывали, в частности, рецепты чернил, которые можно было снять с бумаги в случае ошибки. Чернила также должны были обладать свободной текучестью, не расплываться и иметь блеск. Их приготовляли из сажи льняного или другого растительного масла (в этом сильное отличие от приведенного ниже нашего старинного рецепта), камеди (гуммиарабика), чернильных орешков (осенних наростов на листьях дуба) и купороса, или же квасцов. В состав рецептов черных чернил добавочно вводили еще басму, настой миртовых листьев и сахар-леденец для усиления глубины цвета и степени текучести и блеска. Чернильница вместе с тростниковыми перьями и перочинным ножом помещались в особом пенале. Интересная и важная деталь: налив чернила, в чернильницу опускали шелковый очёс (или тонкую сеточку); макая тростниковое перо в чернила, кончиком его слегка касаясь очеса, набирали чернила и писали. Очёс также предохранял кончик пера от порчи.

Впервые данный в X в. рецепт чернил был расширен в XIII в. Якутом Мустасими, а затем усовершенствован и уточнен выдающимся азербайджанским мастером XIV-XV вв. Мир-Али Тебризи. Им дан рецепт чернил, уже не смываемых водой. Автор XVI в. Мир-Али Хареви излагает этот же рецепт в сжатой форме: «(В чернила входят) равные по весу сажа и купорос, два веса чернильных орешков и равное по весу всем трем элементам количество камеди, затем - сила руки». Каллиграф XV-XVI вв. Султа.н-Али Мешхеди предлагает рецепт синеватых чернил глубокого оттенка с теми же ингредиентами: один сир (ок. 75 г) сажи, четыре сира вишневой камеди, один сир купороса и два сира чернильных орешков. Он также рекомендует (по секрету) заменить купорос квасцами равного объема, считая вредным действие первого на чернила.

Прежде всего, говорит Мешхеди, следует распустить вишневую камедь в воде, для этого ее зернышки высыпают в чистую холодную воду и в течение одного-двух дней тщательно перемешивают, пока камедь превратится в жидкую массу, подобную меду. Затем полученную массу смешивают с сажей, для чего их вместе растирают в фарфоровой ступке в течение 100 часов. Чернильные орешки, прежде чем опустить в воду, измельчают, дробя на несколько частей, затем их кипятят, пока настой не станет совсем прозрачным, а затем прибавляют в него настой квасцов. После приготовления двух составных частей чернил их начинают постепенно смешивать, следя чтобы степень густоты смеси обеспечивала свободную текучесть чернил с тростникового пера. 

А вот турецкий автор XVI в. Мустофа Али рекомендует применять только чернильные орешки, утверждая, что эти чернила не выцветают и не боятся влаги, а это особенно важно в процессе реставрации, когда под лист подклеивается сырая бумага. Уже в XIX в. рекомендовали разжижать чернила, добавляя в них немного лимонного сока. А при слабой консистенции сгущать, добавляя кусочек мела. При письме цветными чернилами или жидким золотом краску наносили на кончик тростникового пера с помощью кисточки.

Рецепты прадедов

От начального периода древнерусской письменности (XI-XV вв.) рецептов изготовления чернил не сохранилось. До нас дошли источники только XVI-XVII вв., хотя они скорее всего могли отражать и гораздо более древнюю практику. В отличие от древних чернил, легко смывавшихся мокрой губкой, древнерусские чернила были густыми и глубоко проникали в пергамен. Мало склонные к выцветанию, со временем они могли частично осыпаться, поскольку наносились густым слоем. Практически все они имеют коричневый оттенок от почти черного до светло-рыжего. Оттенок обычно зависел от строгости соблюдения рецептуры. Древнейшие чернила изготовляли на основе «нарочитого ржавого» железа, «чернильного гнезда», как его именовали на Руси.

Рассекавшиеся на куски негодные ржавые замки, ключи, цепи, ножи, гвозди помещали в кувшин с кусками подсушенной ольховой коры. Все это заливалось раствором на основе очищенной ото мха древесной коры. В кувшин добавляли процеженных кислых щей, кваса или уксуса.

Смесь кусков железа с корой нужно было периодически поливать новым кислым раствором, выстаивая кувшин в теплом месте в течение продолжительного времени. Правильно изготовленные, выдержанные чернила имели интенсивно коричневый тон и легкий металлический блеск.

Рецепт ченил XVII века

Вот рецепт XVII в.: «Сперва [следует] настрогать зеленых молодых ольховых корок, очищенных ото мха. На 4-й день положить кору в горшок, налить воды или квасу доброго, или яичного сусла, а коры положить полный горшок и варить в печи, чтобы сильно кипело и прело бы довольно [долго], день до вечера. И положить в горшок железины немного, и поставить горшок туда, где было бы не прохладно и не тепло. Приготовить сосуд, кувшин, и в него положить обломки старого железа. [Железо] завернуть в тряпку и опустить в горшок. Чернильное сусло процедить через тряпку и залить полный кувшин. И заткнув кувшин, поставить в укромное место на 12 дней. Это есть скорописное книжное чернило».

Начиная с XV, а более всего в XV1-XVII вв. стали приготавливать чернила на основе сажи («копченые»). В состав ингредиентов этих чернил вводились и «чернильные орешки». Прежде всего нужно было заготовить сажу. Для этого запасались 5-6-ю горшками с пробитым дном, ставили их на кирпичи, закрепивши так, чтобы копоть шла вверх от задней стенки. Под передние стенки подкладывали горящую бересту. Следовало «колотить с протяжением исподволь, осматривая, и опахивать, чтобы огнем сажа не загорелась».

Когда горшки основательно покрывались копотью, с них снимали сажу, смешивая со слюной и вином, затем разбавляли водой и камедью (вишневым клеем). Далее процесс напоминал описанный выше. Полученную смесь так же заливали отваром ольховой коры, квасного сусла и «чернильных орешков». Дабы чернила были особенно густыми и насыщенными по цвету, в смесь могли добавлять уже известное нам «чернильное гнездо» (ржавое железо). Полностью укомплектованный «коктейль» помещали «в кувшинец немалый» и, плотно обвязав тряпкой, в течение продолжительного времени выдерживали в тепле, «чтоб закисло». Затем плесень, появившуюся сверху, надлежало снять.

С XVII в. для ускорения процесса приготовления чернил стали применять железный купорос: «Смешав [чернильное] гнездо, жидкое чернило процедить, наполнить им сосуд и положить в него камеди достаточно, да орешков зеленых пять или шесть, в зависимости от размеров сосуда, да [положить] квасцы, да купоросу жженого, ужегши купоросу, обвертев в бумагу, и положить в печь на день или два. Если [чернила] нужны быстро, то положить [это все] в печь метеную. И как высохнет, то жженым купоросом чернило крепко, и светло, и чисто. Если проедает, убавь орешков и положи достаточно камеди. Кладут в чернило имбирь и гвоздику, а [если] чернила с пера не пойдут, то положить тертую гвоздику».

Чем пишем сегодня? Современные чернила

Итак, на Руси сначала писали коричневатыми чернилами, изготовленными на основе «чернильного гнезда» из ржавого железа и вишневой камеди. Потом - чернилами из смеси ингредиентов на основе того же «чернильного гнезда» с добавлением «чернильных орешков». Или почти чистыми орешковыми чернилами, изначально черными с легким коричневым оттенком. Подобные чернила на Западе научились делать еще в I в. н. э. Илья Трофимович Богдеско так описывает приготовление орешковых чернил: «Такого рода чернила можно сделать из чернильных орешков. Это так называемые «галлы» (цецидии) - патологические ореховидные наросты, встречающиеся под осень на листьях дуба, сумаха и фисташки. Во время сбора эти наросты выдавливают в стеклянную посуду, добавляют немного железного купороса (или ржавых гвоздей), выдерживают на солнце около 10 дней, процеживают через двойную марлю, разливают по герметически закрывающимся флаконам, пометив дату изготовления и состав». Такие чернила, правда, пригодны только для органических перьев, поскольку вызывают быстрое ржавение стальных.

Для цветных работ применяют цветную тушь для каллиграфии (теперь в магазинах ее множество на любой вкус и кошелек - от недорогой чешской Koh-i-Noor до дорогих немецких, французских, английских и голландских. Чернила для каллиграфии требуют очень хорошо проклеенной бумаги, иначе они начинают, особенно от ширококонечного пера, расплываться. Лучшей традиционной по-прежнему считается китайская тушь в брусочках (Stick Ink). Изобретение туши относят к рубежу эр. Китайская тушь делается из сажи, получаемой от пережигания различных смол - сосны, ели, тунгового дерева и растительного масла - конопляного и т. п. Сажу смешивают с небольшим количеством клея в различных пропорциях.

Затем полученную массу обрабатывают и прессуют в плитки или бруски, а потом выдерживают от нескольких месяцев до года и более. Ценится старая тушь давности двух-трех лет. Иногда возраст палочек исчисляется и десятилетиями. Брусковую тушь растирают на специальном камешке, на матовом стекле, или просто на фарфоровом блюдце с небольшим количеством дистиллированной (желательно) воды.

Четыре драгоценности кабинета 

На фото: «Четыре драгоценности кабинета».

Кстати, китайские мастера всегда благоговейно относились к материалам каллиграфии и письменным принадлежностям. Еще с X в. дошел к нам термин «четыре драгоценности кабинета», которым тогда назвали каллиграфические принадлежности или же работы конкретных мастеров, или работы, созданные в определенном месте и для определенной цели. Сейчас так называют вообще 1) кисть для письма, 2) бумагу для каллиграфии, 3) тушь и 4) тушечницу - специальную подставку для растирания туши.

Обратите внимание!

Нынче в магазинах для художников продается китайская тушь во флаконах (Bottled Ink). Не берите дешевую тушь в приземистых круглых флаконах традиционной формы: она и густая, и часто бывает с диким душком. Берите высокие флаконы. Хотя и там китайская тушь обычно требует разбавления водой. Опять-таки, лучше дистиллированной, из аптеки. Хотя бы уж кипяченой, иначе при хранении быстро протухнет.

Магазины для художников предлагают, в частности, чернила для авторучки Clairefontaine, чернила и тушь от Kremer, Manuscript, Rohrer & Klingner, Rotring, Winsor & Newton, Royal Talens, «J. Herbin» от G. Lalo, тушь «Sennelier» от Max Sauer. Желающие делать проект на века должны воспользоваться практически вечными чернилами из каракатицы. демонстрируют примеры взаимодействия некоторых красителей с разными типами бумаг.

Кроме туши для письма применяют гуашь, акварель и другие краски вплоть до масляных. Гуашь необходимо сначала тщательно перемешать в ее «родной» банке, затем развести нужный колер водой в отдельной баночке или флаконе с широким горлышком до консистенции жидкой-жидкой сметаны, практически до консистенции туши, -чтобы и легко стекала с пера, и надежно перекрывала поверхность бумаги. Колер необходимо периодически перемешивать. Иногда - и чуть, по капле, доливать водой (лучше кипяченой) по мерс испарения.

Работы, выполненные гуашью (как и все остальные!) необходимо закрывать рулонной калькой, вырезанной по формату бумаги (а если есть паспарту, то плюс на него) и подклеенной на резиновый клей или «Момент» с припуском в несколько сантиметров, загнутым сверху на оборот работы или ее паспарту. Темпера предпочтительнее гуаши по прочности и несмываемости, но довольно плохо стекает с пера. Акварель дает прозрачные, с текучей фактурой буквы. Зато очень богата оттенками.

Если необходимо применять бронзовые или серебряные краски, надо, во-первых, быть очень тактичным с их количеством на листе, иметь в виду, что они в чистом виде, вне смеси с другим колером, чаще всего не очень-то укрывисты, особенно при работе ширококонечным пером. Хотя нынче при желании можно выбрать и подходящие красители. 

Неожиданно хороший результат по укрыви-стости еще недавно давала перламутровая гуашь разных оттенков (осторожно руками: она подвержена стиранию) И сейчас еще бывает в продаже золотая и серебряная гуашь российских (!) производителей, которой можно писать, в отличие от акриловых красок «Металлик», которые и с кисти-то не очень стекают.

Набор перламутровой гуаши 

На фото: набор перламутровой гуаши десятилетней давности 3.10 НПО «Мусковит» из Колпино и такие же декоративные краски «Металлик» в современном исполнении от «Невской Палитры». К сожалению некоторое время назад тамошние умники решили догнать Запад и стали продавать краски «Металлик» в том же ассортименте, с теми .же названиями, но в тубах, и, что самое печальное, - на акриловой основе. Черта с два ими теперь напишешь пером. Они и с кисти-то плохо стекают...

Господа каллиграфы и особенно господа студенты горазды на экстравагантные материалы для письма. Среди моих студентов носились слухио том, что конкуренты из другого вуза - де мешают тушь с пепси-колой, пишут смесями на основе кофе и т. д. и т. п. И это соответствует действительности!

Примерно десять лет назад студентка Образовательной программы «Графический дизайн» из СПбГУ Дарья Минаева возродила легендарную методику Дедушки Ленина писать молоком с последующим подогревом листа свечкой с обратной стороны (изобретательница сначала прожгла несколько клаузур) для превращения прозрачно-незаметного молока в желто-коричневые «старинные» письмена. Последователи Ильича и Даши теперь с успехом запекают целые планшеты в духовке, помещая работу в шкаф поочередно углами (иногда используется ряженка). Кстати, при нагреве так же желтеет и лимонный сок.

В эффектных целях ранее применялось даже письмо разведенным бензином резиновым клеем с последующим покрытием акварелью или тушью, которые не ложатся (или очень плохо ложатся) на резиновый клей. Теперь этот способ нашел свое развитие: Мария Антонова из Северо-Западного института печати применила готовый акварельный резерв из художественного магазина. Наконец, Алина Николаенко из СПбГУ сначала промазала бумагу или нанесенную в качестве подложки темперную заливку восковой свечкой. Затем по воску с некоторым трудом положила следующий слой пастозной краски (разбавленная водой, она почти что вовсе не ложится на воск), а затем стала процарапывать шрифт, в процессе «письма» соскабливая сухим ширококонечным пером непрочно лежащую на грунте краску.

Подобный способ получения изображения в ходе частичного снятия верхнего слоя краски и обнажения подложки называют «сграффито».

Апофеозом стала бодикаллиграфия Элины Дымдиня (все из того же СПбГУ), исполнившей каллиграфические опусы ширококонечным пером на героическом теле своей подруги. Это было несколько лет назад, когда звезда нынешнего культовового российского мастера каллиграфити Арсения Пыженкова (Покрас-Лампаса), прославившегося в том числе и каллиграфией по девичьим красотам, только еще разгоралась. Так что - нет предела дерзанию!

Блоги » 50 » 0

Всего комментариев : 0 (оставить свой)

Ваш комментарий
html не поддерживается
Подписаться на комментарии
Похожие материалы

Вас заинтересуют так же следующие новости

  • 07 июн 2019

    Перья для каллиграфического письма нового времени...

    Хотя экзотические на сегодняшний день старинные природные инструменты до сих пор с успехом используются мастерами каллиграфии. Но, например, пластмассовые Koh-i-Noor во-первых слишком уж легкие и тонкие, да к тому же их фиксированный по ширине перодержатель часто оказывается неприспособленным под черенки некоторых марок широко используемых перьев. Так что бедным студентам приходится делать под перо вкладыш-уплотнение из разжеванного (!) маленького кусочка бумаги...

  • 07 июн 2019

    Какую бумагу применяют в каллиграфии?...

    Листы пергамена представляют собой особо выделанную кожу животных. Первоначально шкуру помещали в известь, затем очищали от мяса и волос, потом, натянув на специальную раму, счищали скребком остатки мяса и волос, потом сушили, полировали, отбеливали. Если на папирусе, хотя и писали с обеих сторон, но предпочтительной все-таки была сторона verso, то, на пергамене можно было одинаково писать с обеих сторон. Самый лучший материал подобного типа изготавливается из тонко выделанной телячьей кожи или из кожи лайки и называется веленью или веленевой...

  • 07 июн 2019

    Манипуляции ширококонечным пером по Л. И. Проненко...

    Это состояние пера при достаточном количестве краски в тушедержателе и ее хорошей текучести, когда вы нажимаете на один угол пера, а второй едва заметно приподнимаете над поверхностью бумаги, следя за тем, чтобы не разорвать образовываемую борьбой сил натяжения жидкости и сил смачивания «рисующую каплю» (ее-то и называет Л. II. «чернильным клином»)....

  • 07 июн 2019

    Кратко о практических заданиях по каллиграфии...

    Этап освоения конкретного исторического пошиба мы со студентами проходим, как уже сказано в начале, на альбоме миллиметровки, используя китайскую тушь, черную, коричневую или даже синюю английскую (например, очень хорошую Winsor & Newton) или чешскую Koh-1-Noor, или же (в целях экономии) простую русскую черную «Гамму» {тушь, а не чернила, которые по плохой миллиметровке сразу расплываются)....

  • 07 июн 2019

    Каллиграфия - Талант, Ремесло, Искусство...

    СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ. Это фраза далекого уже от нас трагического и героического Времени (так - было, и нечего безумствовать, пытаясь вычеркнуть из памяти целого народа почти столетие его и кровавой, и - славной - истории!) Теперь в «звездах» и героях ходят или безголосые «микрофон-ники» и футбольные рабы, продаваемые и покупаемые за безумные миллионы, или бездарные чиновники, или наглые, хищные и везучие акулы бизнеса....

  • 07 июн 2019

    Письмо Древней Руси и Московии...

    ЕСЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО проследить более чем двухтысячелетнюю историю западноевропейского письма (а она будет показательнее нашей, более короткой, а вследствие петровской реформы - и менее последовательной), то окажется, что в целом рукописные шрифты (по-шибы) на латинской основе распадаются на 2 категории: формальную (официально-формальную),-шрифты тщательно оформленные, каллиграфические, использовавшиеся в...

  • 07 июн 2019

    История возникновения кириллического письма...

    И вот это-то неуловимое интуитивное знание каким-то непостижимым Промыслом еще сохраняется и в душе, и в движении руки новых приходящих поколений. Если становление финикийского алфавита и генетически восходящих к нему греческого и латинского письма заняло несколько веков, и тому есть четкие археологические подтверждения, то возникновение славянской письменности священное и историческое предание относит к середине-второй половине IX в. н. э. и связывает с деятельностью реально существовавших людей - святых равноапостольных Мефодия и Кирилла,...

  • 07 июн 2019

    Миссия Кирилла и Мефодия...

    Сохранилось также сообщение, что в Корсуни Константин обнаружил Евангелие и Псалтирь, написанные некими русскими письменами. В этом же «Паннонском житии» Константина говорится, что с помощью человека, говорившего по-русски, он быстро научился читать эти письмена, так как язык был близок болгаромакедонскому диалекту, которым владел сам Константин. Действительно, сохранились различные свидетельства о существовании у славян некой письменности, возможно, рунической или про-токириллической, или протоглаголической уже в середине IX в....

  • 07 июн 2019

    Несколько слов о глаголице...

    Первоначальная болгарская глаголица (будем придерживаться традиционной теории ее происхождения ) была круглой, поскольку в качестве формообразующих элементов букв использовались круг и производные от него, крест и треугольник. Круглой глаголицей написаны Киевские листки, Зографское Евангелие, Ассеманиево Евангелие, Мариинское Евангелие, Рильские листки (XI в.). Клоцев сборник (XI в.) демонстрирует как бы постепенный переход от круглой к угловатой глаголице. Синайский требник и Синайская Псалтирь, а также чешско-моравские Пражские фрагменты...

  • 07 июн 2019

    Реймсское Евангелие...

    Реймсское Евангелие апаракос - церковнославянская пергаменная рукопись. Первая её часть, содержащая чтения праздничных Евангелий по обряду православной церкви, написана кириллицей -, вторая, содержащая Евангелия, апостольские послания, паремии на праздники по римско-католическому календарю, написана в 1395 г. хорватской глаголицей монахами Эммаусского монастыря, основанного в Праге в 1347 г. для совершения католического богослужения на славянском языке....

  • 07 июн 2019

    История развития русского письма...

    История развития русского письма практически с момента его зарождения - есть развитие кириллицы. В результате тщательного учета фонетического состава старославянского языка кириллица имела все буквы, необходимые для его правильной передачи. Абсолютно пригодным этот алфавит оказался и для передачи позднейшего русского языка. Более чем за 1000 лет в алфавит понадобилось ввести всего лишь две новые буквы: «й» (при реформе 1735 г.) и «ё» (1797 г.). Не нужны русскому языку многобуквенные сочетания....

  • 07 июн 2019

    Остромирово Евангелие год происхождения 1056 — 1057...

    В истории человеческой культуры не раз бывало, что уже зачинатели некоего нового направления искусства или авторы глобального изобретения поднимались до вершинных достижений, подчас остающихся эталонными и по сей день. В полиграфии сразу вспоминается 42-строчная Библия Гутенберга, «Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Торжественное литургическое письмо для богослужебных книг и духовных книг для чтения, несомненно, пришло на Русь...

  • 07 июн 2019

    Старший устав - Каллиграфия Марии Башиловой...

    Специально для этого издания две моих ученицы: Мария Башилова и Анна Переходько согласились переписать мои стихи, вынесенные эпиграфами к каждой главе, описывающей определенный рукописный шрифт. Почти все стихи выполнены пером со срезом 3 мм, как и в прописях. В книге оригиналы, естественно, даются с уменьшением. Но «аппетит приходит во время еды»: Мария Башилова в 2011 - 2012 гг. в качестве завершающей работы в петербургском Институте декоративно-прикладного искусства (ИДПИ*) переписала и оформила все стихотворения цикла и собрала их...

  • 07 июн 2019

    Полуустав...

    С середины XIV века в связи с более широким развитием письменности, вызванным экономическим, политическим и культурным развитием страны, развивается новый тип письма - полуустав. Полуустав, в отличие от устава, внешне менее красив, но буквы написаны достаточно четким и уверенным почерком. Первоначальный полуустав возникает среди писцов, которые были не столько заинтересованы в красоте письма, сколько в его...

Нажимая кнопку авторизации, я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с «Политикой конфиденциальности» этого сайта.

^