Взять онлайн кредит на карту через Интернет » Блоги » Какую бумагу применяют в каллиграфии?


Какую бумагу применяют в каллиграфии?

Какую бумагу применяют в каллиграфии 

Инициал из немецкой рукописи XIII в. показывает момент закупки монахом пергамена у профессионального изготовителя писчего материала, орудия труда которого показаны внизу. Пергамен испытывают растяжением на прочность и сжатием угла - на эластичность. (Копенгаген, Королевская библиотека).

Листы пергамена представляют собой особо выделанную кожу животных. Первоначально шкуру помещали в известь, затем очищали от мяса и волос, потом, натянув на специальную раму, счищали скребком остатки мяса и волос, потом сушили, полировали, отбеливали. Если на папирусе, хотя и писали с обеих сторон, но предпочтительной все-таки была сторона verso, то, на пергамене можно было одинаково писать с обеих сторон. Самый лучший материал подобного типа изготавливается из тонко выделанной телячьей кожи или из кожи лайки и называется веленью или веленевой бумагой. Это очень дорогой материал, используемый в особо торжественных случаях. Из кожи овцы или ягненка изготавливается пергамен чуть более низкого качества, но зато более тонкий.

Родиной бумаги является Китай, где традиция приписывает изобретение этого материала для письма в начале нашей эры китайскому ученому Цай Луню. Позднее в ходе одного из военных столкновений через Бактрию к арабам в плен попали китайцы, знавшие секрет изготовления бумаги. Через арабов в XI-XII вв. секрет был завезен в Европу, где, по всей вероятности, в Италии в конце XIII в. было налажено уже собственное производство. Однако еще долгие века бумага не могла соперничать с пергаменом и начала вытеснять его только с изобретением полиграфии. Но еще много десятилетий самые ценные документы продолжали исполнять на пергамене.

Принцип изготовления бумаги, в общем, остался неизменным: в воде вымачиваются растительные волокна или тряпье шерстяной или льняной ткани, а потом эта масса на специальной сетке высушивается и раскатывается в тонкие листы. В зависимости от назначения в композицию бумаги, кроме растительных волокон, вводят различные наполнители: минеральные вещества (каолин, тальк и пр.), придающие бумаге белизну, плотность, гладкость, непрозрачность, хорошее восприятие краски и т. д.; проклеивающие материалы (канифольный клей, крахмалы, смолы и пр.), делающие бумагу непроницаемой для чернил или повышающие прочность и плотность листа; наконец, красители и т. и. добавки для спеццелей.

Обратите внимание!

Хуже по качеству сорта бумаги, изготовленные из древесной пульпы, лучше те, которые имеют основу из ткани. Самая лучшая бумага изготавливается из льняных тканей.

Бумага может быть рулонной и листовой. Бумага для каллиграфии ширококонечного пера в общем случае должна быть достаточно плотной и вязкой, не сразу рваться при растяжении. Все равно перед работой надо купить на пробу несколько разных образцов и познакомиться ча практике с их свойствами. В общем случае лучше применять бумагу от 150 до 350 г на кв. метр (grams per square metre [gsm]). Бумагу с водяными знаками предпочтительнее применять с той стороны, где знак читается прямо, но вполне можно (как в случаеторшонированной бумаги) писать и с обратной стороны.

По качеству поверхности бумага может быть гладкой, с мелкозернистой, так называемой лощеной поверхностью. Это каландрированная бумага (Hot-pressed, HP), т. е. пропущенная между горячими металлическими валами - каландрами, изобретенными в конце XVIII в. Подобная бумага великолепна для целей обычной каллиграфии.

Бумага может быть и нелощеной, принадлежащей к тому же сорту, что и каландрированная, но со слегка шероховатой поверхностью («Not», сокращенное от «Not hot-pressed»; в США -«Cold Press»). Фабричная бумага может иметь и выраженную зернистость (обычно одностороннюю). Такую бумагу называют торшонированной. Мы со студентами с успехом используем подобную листовую бумагу с обратной, неторшонированной стороны. Тушь по ней прекрасно ложится.

Высочайшими свойствами прочности к многократному смачиванию, смыванию и высыханию обладала советская бумага ручного отлива, имевшая чуть неровный край листа, выраженное, но некрупное фактурное зерно и знаменитые водяные знаки «Гознак». Нынче на листах чертежной бумаги знаки те же, только вот бумага больше похожа на промокашку. Чешская тушь Koh-i-Noor по ней вяло расплывается, наша «Гамма» ложится на грани расплывания. Про чернила нечего и говорить.

По фактуре, прочности и устойчивости к сильному переувлажнению (а ведь часто творческая каллиграфия подразумевает различные грунтовки и тонировки водяными красками) старый «Гознак» напоминает современная зарубежная (к сожалению) бумага для акварели.

Французская фирма Canson (ее официальный сайт canson.fr) предлагает знаменитую акварельную бумагу Arches, по имени старейшей мануфактуры по ручному отливу бумаги, работающей аж с XV в.! Эта же фирма предлагает многофункциональную бумагу Mi-teintes, плотную акварельную бумагу Montval. Большой выбор акварельных бумаг предлагает итальянская Fabriano Roma-. Tiziano, Fabriano Watercolour, Fabriano Artistico и др. Французская фирма Lana (сайт lanapapier.fr), работающая уже четыре века, предлагает бумаги Lanaquarelle, Allegretto, Leonardo. В магазине продается также акварельная бумага Cotman английской фирмы Winsor & Newton.

Наконец, существует и шероховатая бумага ручного изготовления, без спецпросушки и каландрирования. Но если малозернистая нелощеная бумага еще вполне пригодна для письма ширококонечным пером, представляя писцу незначительные трудности и своеобразные эффекты чуть неровного штриха, то довольно рыхлая и сильно шероховатая ручная бумага скорее годна для кисти, а не для пера. Мелованная бумага применяется в каллиграфии редко из-за образующихся при письме расплывов туши.

Для каллиграфии используют черную и цветную бумагу. Последнюю - лучше окрашенную в массе. Например, чуть фактурные цветные бумаги для пастели многократно применяли для отчетных работ мои студенты. Чуть кремовые (цвета слоновой кости), не раздражающие излишней белизной глаз, листы с некоторой фактурой, не мешающей, впрочем, писать ширококонечным пером, отлично подходят для престижной каллиграфии. Я на такой бумаге делал работы к 3-й Международной выставке каллиграфии.

Здесь также обилие бумаг и знаменитых производителей. Снова упомянем фирму Canson и ее многофункциональную бумагу Mi-teintes 160 г/ м2, одна сторона которой шероховатая, а другая - гладкая. Чуть легче бумага Colorline 150 г/м2 той же фирмы. Более гладкая бумага Vivaldi выпускается аж 50-ти цветов весом от 125 до картона 300 г/м2.

  1. Фирма Fabriano предлагает бумагу Tiziano 160 г/м2, ЕПе Егге 220 г/м2.
  2. Английскую фирму Daler-Roumey представляет бумага Murano также 160 г/м2.
  3. Фирма Lana продает бумагу для пастели Colours, все те же 160 г/м2.

Действуют на рынке и другие производители пастельной и специально писчей бумаги. Например, немецкая фирма Hahnemuhle FiniArt GmbH предлагает довольно тонкую, 100 г/м2, но широко известную бумагу «Ingres» верже, a Max Bringmann предлагает 130 г/м2, но качественно проклеенную цветную бумагу для чернил Tonzeichenpapier в листочках формата А4 для вашего эпистолярного наследия.

Тушь для каллиграфических работ берут черную, белую (хотя она и каверзна) или цветную, приноравливаясь к цвету бумаги. Часто грунтуют бумагу сами, применяя самые экстравагантные способы. Поливают кофе, так что как-то на семестровом просмотре по «духу» создалась обстановка кофейного салона. Тонируют чаем в соломенные цвета. Тонируют и пишут акварелью, хотя это приводит к выраженной неоднородности линий, проведенных ширококонечным пером, что, однако, хорошо подается как спецэффект.

На смоченную акварелью поверхность посыпают порошок марганцовки и быстро его смывают (иначе образующиеся темные пятна прожигания станут огромными черными «залепухами»). На свежетонированную мокрую поверхность посыпают соль, и образуются как бы следы от упавших на бумагу снежинок. Наконец, в большой кювете для фотографии на поверхность воды выливают разведенную растворителем смесь масляных красок и промакают ее бумагой, на которой после высыхания остаются оригинальные и неповторимые «мраморные» разводы. Такую бумагу, правда, за деньги, конечно, продают иногда и в магазине для художников. Естественно, всякие эксперименты с увлажнением предпочтительно делать, натягивая бумагу заранее (или после окрашивания) на планшет.

Способ обтягивания планшета многократного использования предельно прост. Планшет ставят на спинки стульев в горизонтальном положении. Примеривают лист бумаги так, чтобы с боков его хватило и на борта планшета, и на пару сантиметров на обратную его сторону. Затем напускают в ванну слой воды хотя бы сантиметров в 30. Затем лист бумаги спокойно, не задерживаясь, протаскивают сквозь воду. Этого достаточно для равномерного увлажнения бумаги. После чего, немного дав воде стечь, просто кладут лист ровно на планшет, обязательно смахнув боковой поверхностью ладони оставшиеся лужицы воды, и проводят, слегка нажимая большим и указательным пальцами по всему периметру, как бы намечая верхний сгиб вниз, а затем так же помечают и сгиб на обратную сторону планшета. Сразу легко, без особой натяжки, заминают вбок и назад уголки. Современный «Гознак» не выдерживает никакого трения и натяжки - рвется и идет «катышками» (хорошие бумаги, конечно, не в счет).

Далее начинается ваш «танец» с кнопками вокруг планшета. Вкалываете на небольшом расстоянии от края в нижнюю поверхность рамы планшета по кнопке посередине всех четырех сторон планшета (планшет не переворачивайте, пусть он сохнет в исконном горизонтальном положении!) Теперь можно подцепить кнопками снизу все 4 замятых назад уголка бумаги. Далее алгоритм примитивен: постоянно вставляйте кнопки, лучше всего попеременно с противоположных друг другу сторон в середины промежутков между кнопками, пока расстояние между ними не сократится до 3-х см. После чего идите пить чай или кофе, в зависимости от времени суток и степени усталости.

Р. S.

Не забудьте проверить, не остались ли еще переувлажненные участки бумаги в виде лужиц. Смахните их обязательно ребром ладони. Не прислоняйте планшет к отопительным приборам! Фен для ускорения процесса иногда используют, но с очень большой осторожностью!

И еще. Если ваше обтягивание планшета подобным способом увидит старый архитектор или бывший выпускник АХ, он обвинит вас в полной безграмотности и профнепригодности. Вы никогда не объясните ему, что после работы вам будет нужен этот же планшет, но как будто новенький.

Илья Богдеско (и не только он) советует хранить бумагу не в рулонах, но, разрезанную по наиболее ходовым форматам, держать в папках стопками, храня от сгибов и загрязнений. Кстати, бумага, пропущенная через валы, имеет четко выраженное направление волокна. В направлении волокна бумага лучше и сгибается, и рвется.

В современную эпоху ренессанса российской каллиграфии уже прижились выставки и конкурсы рукописных книжек, включающих авторские иллюстрации и каллиграфический текст, выполненные на книжных блоках-заготовках фирмы Moleskine. 

Блоги » 15 » 0

Всего комментариев : 0 (оставить свой)

Ваш комментарий
html не поддерживается
Подписаться на комментарии
Похожие материалы

Вас заинтересуют так же следующие новости

  • 14 дек 2020

    Инструменты и материалы для каллиграфии ширококонечного пера...

    В наше благословенное время иструменты и материалы для каллиграфии можно теперь приобрести в различных салонах для художников. Однако довольно часто наблюдаются перебои с поставкой наиболее ходовых размеров перьев. Правда, пока что всем доступен Интернет, где продается весьма многое....

  • 14 дек 2020

    Перья для каллиграфического письма нового времени...

    Хотя экзотические на сегодняшний день старинные природные инструменты до сих пор с успехом используются мастерами каллиграфии. Но, например, пластмассовые Koh-i-Noor во-первых слишком уж легкие и тонкие, да к тому же их фиксированный по ширине перодержатель часто оказывается неприспособленным под черенки некоторых марок широко используемых перьев. Так что бедным студентам приходится делать под перо вкладыш-уплотнение из разжеванного (!) маленького кусочка бумаги...

  • 14 дек 2020

    Чернила и тушь в каллиграфии...

    Вообще-то тушь и чернила различаются по растворимости пигмента. Если он растворим на уровне молекул (обычно это органические пигменты), то это чернила. Если же это не раствор, а тонкодисперсная взвесь нерастворимого де-факто (чаще минерального) пигмента, то это тушь. Тушь требует периодического взбалтывания или перемешивания, она более светостойка и долговечна. Тушь разводится водой, но в результате может быть смываемой и несмываемой. После работы тушью (как и после работы любым материалом) необходимо тщательно промыть перо теплой водой (а...

  • 14 дек 2020

    Манипуляции ширококонечным пером по Л. И. Проненко...

    Это состояние пера при достаточном количестве краски в тушедержателе и ее хорошей текучести, когда вы нажимаете на один угол пера, а второй едва заметно приподнимаете над поверхностью бумаги, следя за тем, чтобы не разорвать образовываемую борьбой сил натяжения жидкости и сил смачивания «рисующую каплю» (ее-то и называет Л. II. «чернильным клином»)....

  • 14 дек 2020

    Кратко о практических заданиях по каллиграфии...

    Этап освоения конкретного исторического пошиба мы со студентами проходим, как уже сказано в начале, на альбоме миллиметровки, используя китайскую тушь, черную, коричневую или даже синюю английскую (например, очень хорошую Winsor & Newton) или чешскую Koh-1-Noor, или же (в целях экономии) простую русскую черную «Гамму» {тушь, а не чернила, которые по плохой миллиметровке сразу расплываются)....

  • 14 дек 2020

    Каллиграфия - Талант, Ремесло, Искусство...

    СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ. Это фраза далекого уже от нас трагического и героического Времени (так - было, и нечего безумствовать, пытаясь вычеркнуть из памяти целого народа почти столетие его и кровавой, и - славной - истории!) Теперь в «звездах» и героях ходят или безголосые «микрофон-ники» и футбольные рабы, продаваемые и покупаемые за безумные миллионы, или бездарные чиновники, или наглые, хищные и везучие акулы бизнеса....

  • 14 дек 2020

    Письмо Древней Руси и Московии...

    ЕСЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО проследить более чем двухтысячелетнюю историю западноевропейского письма (а она будет показательнее нашей, более короткой, а вследствие петровской реформы - и менее последовательной), то окажется, что в целом рукописные шрифты (по-шибы) на латинской основе распадаются на 2 категории: формальную (официально-формальную),-шрифты тщательно оформленные, каллиграфические, использовавшиеся в...

  • 14 дек 2020

    История возникновения кириллического письма...

    И вот это-то неуловимое интуитивное знание каким-то непостижимым Промыслом еще сохраняется и в душе, и в движении руки новых приходящих поколений. Если становление финикийского алфавита и генетически восходящих к нему греческого и латинского письма заняло несколько веков, и тому есть четкие археологические подтверждения, то возникновение славянской письменности священное и историческое предание относит к середине-второй половине IX в. н. э. и связывает с деятельностью реально существовавших людей - святых равноапостольных Мефодия и Кирилла,...

  • 14 дек 2020

    Миссия Кирилла и Мефодия...

    Сохранилось также сообщение, что в Корсуни Константин обнаружил Евангелие и Псалтирь, написанные некими русскими письменами. В этом же «Паннонском житии» Константина говорится, что с помощью человека, говорившего по-русски, он быстро научился читать эти письмена, так как язык был близок болгаромакедонскому диалекту, которым владел сам Константин. Действительно, сохранились различные свидетельства о существовании у славян некой письменности, возможно, рунической или про-токириллической, или протоглаголической уже в середине IX в....

  • 14 дек 2020

    Несколько слов о глаголице...

    Первоначальная болгарская глаголица (будем придерживаться традиционной теории ее происхождения ) была круглой, поскольку в качестве формообразующих элементов букв использовались круг и производные от него, крест и треугольник. Круглой глаголицей написаны Киевские листки, Зографское Евангелие, Ассеманиево Евангелие, Мариинское Евангелие, Рильские листки (XI в.). Клоцев сборник (XI в.) демонстрирует как бы постепенный переход от круглой к угловатой глаголице. Синайский требник и Синайская Псалтирь, а также чешско-моравские Пражские фрагменты...

  • 14 дек 2020

    Реймсское Евангелие...

    Реймсское Евангелие апаракос - церковнославянская пергаменная рукопись. Первая её часть, содержащая чтения праздничных Евангелий по обряду православной церкви, написана кириллицей -, вторая, содержащая Евангелия, апостольские послания, паремии на праздники по римско-католическому календарю, написана в 1395 г. хорватской глаголицей монахами Эммаусского монастыря, основанного в Праге в 1347 г. для совершения католического богослужения на славянском языке....

  • 14 дек 2020

    История развития русского письма...

    История развития русского письма практически с момента его зарождения - есть развитие кириллицы. В результате тщательного учета фонетического состава старославянского языка кириллица имела все буквы, необходимые для его правильной передачи. Абсолютно пригодным этот алфавит оказался и для передачи позднейшего русского языка. Более чем за 1000 лет в алфавит понадобилось ввести всего лишь две новые буквы: «й» (при реформе 1735 г.) и «ё» (1797 г.). Не нужны русскому языку многобуквенные сочетания....

  • 14 дек 2020

    Остромирово Евангелие год происхождения 1056 — 1057...

    В истории человеческой культуры не раз бывало, что уже зачинатели некоего нового направления искусства или авторы глобального изобретения поднимались до вершинных достижений, подчас остающихся эталонными и по сей день. В полиграфии сразу вспоминается 42-строчная Библия Гутенберга, «Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Торжественное литургическое письмо для богослужебных книг и духовных книг для чтения, несомненно, пришло на Русь...

  • 14 дек 2020

    Старший устав - Каллиграфия Марии Башиловой...

    Специально для этого издания две моих ученицы: Мария Башилова и Анна Переходько согласились переписать мои стихи, вынесенные эпиграфами к каждой главе, описывающей определенный рукописный шрифт. Почти все стихи выполнены пером со срезом 3 мм, как и в прописях. В книге оригиналы, естественно, даются с уменьшением. Но «аппетит приходит во время еды»: Мария Башилова в 2011 - 2012 гг. в качестве завершающей работы в петербургском Институте декоративно-прикладного искусства (ИДПИ*) переписала и оформила все стихотворения цикла и собрала их...

  • 14 дек 2020

    Полуустав...

    С середины XIV века в связи с более широким развитием письменности, вызванным экономическим, политическим и культурным развитием страны, развивается новый тип письма - полуустав. Полуустав, в отличие от устава, внешне менее красив, но буквы написаны достаточно четким и уверенным почерком. Первоначальный полуустав возникает среди писцов, которые были не столько заинтересованы в красоте письма, сколько в его...

Нажимая кнопку авторизации, я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с «Политикой конфиденциальности» этого сайта.

^