Взять онлайн кредит на карту через Интернет » Блоги » Перья для каллиграфического письма нового времени


Перья для каллиграфического письма нового времени

Перья для каллиграфического письма нового времени 
 

На фото: авторучка Parker со сменными широконечными перьями.

Хотя экзотические на сегодняшний день старинные природные инструменты до сих пор с успехом используются мастерами каллиграфии, особенно в целях экспрессивной каллиграфии, нынче большинство работ исполняется все-таки металлическими перьями. За обучение каллиграфии с использованием металлических перьев ратовал недавно, к сожалению, ушедший от нас, великий мастер графики и каллиграфии Илья Трофимович Богдеско. В первую очередь, вследствие большей строгости и предсказуемости результатов их работы, что очень важно особенно в период начального обучения.

Обратите внимание!

Обычный традиционный инструмент для письма металлическим пером состоит из ручки-«вставочки» и вставляемого в нее собственно металлического пера. Ручка выполняется из металла (в старину), пластмассы или дерева. Теперь в магазине для художников могут предложить различные варианты ручек.

Но, например, пластмассовые Koh-i-Noor во-первых слишком уж легкие и тонкие, да к тому же их фиксированный по ширине перодержатель часто оказывается неприспособленным под черенки некоторых марок широко используемых перьев. Так что бедным студентам приходится делать под перо вкладыш-уплотнение из разжеванного (!) маленького кусочка бумаги. Лучше всего обычная деревянная ручка, но не лакированная, не скользкая, а имеющая шероховатую поверхность. Подобную ручку достаточно просто поворачивать в пальцах в момент ведения штриха, когда это необходимо. В крайнем случае, можно обернуть нижнюю часть рукоятки под хватом куском лейкопластыря.

Поскольку ширококонечное перо используется чаще всего для написания достаточно крупных букв, то и расход туши оказывается достаточно большим. Поэтому обычно к ширококонечному перу сверху или снизу, в зависимости от конструкции, крепится резервуар - тушедержатель (reservoir). Он позволяет сразу написать несколько букв, не возобновляя запас туши (чернил). К сожалению, наши лихие продавцы ухитряются, например, продавать перья Round без причитающихся им снизу тушедержателей (которые везде в мире хотя бы продаются отдельно).

Рекомендации профессионалов

Мастера настоятельно рекомендуют не макать ручку в тушь, а заправлять ее с помощью остроконечного пера или тонкой кисточки под тушедержатель, одновременно слегка смачивая и нижнюю рабочую поверхность пера. Хотя на практике все мэтры - участники мастер-классов на трех прошедших Международных выставках каллиграфии то ли по недостатку времени, то ли просто по привычке вульгарно макали свои ручки в чернильницы.

В не очень давнем прошлом были изобретены авторучки (Fountain pens), для того чтобы обеспечить возможность беспрепятственного длительного письма без всякой необходимости отрываться от затягивающего и глубоко медитативного процесса рукописания. Для целей каллиграфии авторучки некоторых ведущих фирм (к примеру, знаменитый Parker или неоднократно упоминаемый в этом предисловии Manuscript) также обзавелись ширококонечными перьями. Авторучка продается сразу с несколькими сменными головками, с перьями разной ширины. Конечно, выбор перьев здесь уступает множеству различных вариантов обычной «вставочки».

Обратите внимание!

Металлические перья STEEL PENS & NIBS, DIP PENS (погружаемые, обмакиваемые в жидкость). Это могут быть различные по форме и назначению перья фирм Brause (очень хорошие перья!), William Mitchell, Speedball, Manuscript и другие.

Это и форма пера, и каллиграфический стиль {круглый почерк, круглое письмо [Round Hand], геометрия букв которого строится на круге и приближающемся к квадрату прямоугольнике). Это почерк, восходящий к французскому пошибу XVII-XVIII вв., о котором будет сказано в конце цикла статей, посвященных каллиграфическому письму. Хотя французский курсив к концу XVII в. полностью отказался от готических мотивов, чаще всего этот почерк в прямом и курсивном варианте получается чем-то похожим на приземистую и темную по рисунку «готико-антикву», как на примере из дореволюционного пособия на противоположной странице.

пособие по написанию шрифта рондо 

Страница из пособия по написанию шрифта рондо, составленного преподавателем реального училища при реформатской церкви и др. учебных заведений Москвы С. Алексеевым.

Возможно, в середине XX в. рондо было наиболее распространенным видом перьев. На современных - ширина среза варьируется по номерам, оттиснутым на спинке пера: самое широкое - 0, самое узкое - 5 (т. е. №№ не отражают линейной ширины). Обычно прямой срез данного пера ставят под выраженным углом к линии письма.

Таре (сокращенное от Red-Tape - канцелярское)

Перо с косым срезом - «канцелярское». В известной мере, его косой срез - дань «готическому перу», о котором речь впереди. Все прописи этой книги выполнены перьями Таре. 26 шрифтов пером со срезом 3 мм, и только русская скоропись - пером со срезом 1,5 мм.

Поскольку перья Round и Таре очень близки по своему назначению, на оборотной стороне упаковки, изображенной на стр. 28, даны общие инструкции по их использованию. Сначала необходимо вставить перо в держатель до упора и убедиться, что оно закреплено прочно и «не болтается». В нижней части обычной деревянной «вставочки», подобной изображенным на стр. 24, в гнезде расположена крестообразная пружина, за которую, вплотную к ободу цилиндрического гнезда, а не в центр «креста»(!!), надо вставлять перо. А далее ваши действия сообразуются с верхним или нижним расположением тушедержателя.

В случае полностью оснащенного пера Round нужно обмакнуть маленькую кисточку в тушь или чернила и осторожно провести ею поверх звездообразного отверстия на расположенном с внутренней стороны пера тушедержателе (вид пера Round снизу с характерной «звездой» представлен на нижнем изображении линейки перьев на стр. 28). Затем также чуть-чуть мазнуть между тушедержателем и собственно пером.

Для пера Таре, - используя ту же кисточку или тонкое перо, необходимо заправить тушь под туше-держатель и чуть смазать кончик пера. Поскольку после каждого «сеанса» работы необходимо тшательно со щеточкой промыть перо теплой водой и вытереть его, будьте осторожны с тушедержателем пера Таре. Он закреплен легко для перемещения вверх-вниз по желанию писца, но именно эта легкость приводит к свободному падению навсегда в раковину во время мытья. Так что лучше перед мытьем тушедержатель предусмотрительно снять. Тушедержатель Brause закреплен пазами и его нелегко снять.

Писцу-левше, как уже говорилось выше, необходимо или специальное перо с левосторонним срезом, или уж, на худой конец, перо рондо с прямым срезом. Правостороннее перо левше крайне неудобно.

Плакатные перья (Poster pens)

Как и следует из названия, используются для написания достаточно крупных букв. Теперь продаются хорошие бронзовые аналоги старых советских плакатных перьев, выпускавшихся в коробках по 10 штук, производства «УПП Общества слепых» (!). Те легендарные перья нужно было перед употреблением поджимать плоскогубцами, проложив внутрь лезвие бритвы или слегка прикусывать зубами!

Правда, на лестнице Мухинского училища профессиональные «халтурщики» из Худфонда продавали очень качественные самодельные медные перья с тончайшими прорезами для стекания краски (благо тогда не стояли на вахте бдительные охранники, требующие пропуск).

Пружинящие современные зарубежные плакатные перья с боковым узкоромбовидным сечением {Automatic Lettering Pens, у нас их обычно называют пружинные ручки) позволяют самые лихие каллиграфические изыски, в чем легко было убедиться опять-таки на мастер-классах ведущих мастеров на Международных выставках каллиграфии. Только вот приходится пока выписывать таковые из-за рубежа. Перья пишут и плашмя, и уголком, и как угодно.

Действительно автоматическим вариантом «пружинной ручки» является современная авторучка PILOT Parallel Реп. Ее перо так же, как у Automatic Реп составлено из двух пластин, но параллельных друг другу (отсюда техническое название), а не сопоставленных в ромбовидном сечении. Зато, так же, как и его «обмакиваемый» аналог, Pilot прекрасно пишет уголком, позволяя артистические переходы с жирного штриха на волосные росчерки какой угодно длины и конфигурации, что не под силу обычным перьям.

Существуют также различные экстравагантные перья, например, 2-х, а то и 3-х вершинные орнаментальные, в том числе с разными срезами, и тому подобные. В процессе обучения, как и на мастер-классах, используются также ширококонечные маркеры и особоширококонечные поролоновые имитаторы пера, позволяющие делать штрихи небывалой ширины и выписывать огромные демонстрационные буквы на рулонах бумаги длиной в метры.

Однако самым простым инструментом является деревянная палочка, заточенная как ширококонечное плакатное перо. Подобная той, что мы видели в руках Катарины Пипер.

Рыцарь каллиграфии Петр Чобитъко во время своего мастер-класса 

Поистине, любой творческий процесс является ярким проявлением многогранных способностей человека. Вдохновенный Рыцарь каллиграфии Петр Чобитъко во время своего мастер-класса на глазах зрителей творит настоящее Сакральное Действо, включающее в себя не только демонстрацию высочайшего мастерства, но и элементы завораживающего пластического танца, настолько отточены и совершенны все движения Мастера. Вторая Международная выставка каллиграфии, Москва, 2009 г.

Блоги » 28 » 0

Всего комментариев : 0 (оставить свой)

Ваш комментарий
html не поддерживается
Подписаться на комментарии
Похожие материалы

Вас заинтересуют так же следующие новости

  • 13 июн 2019

    Практическая работа каллиграфа...

    Положение рук пишущего при выполнении шрифта по Эдварду Джонстону. Бумага для письма и черновик (справа) положены под тесьму, натянутую резинкой под пюпитром. Левая рука, помещенная на подложенный под нее защитный (от влаги) листок прижимает основной лист к столу с помощью костяшки (или кусочка пласмассы)...

  • 13 июн 2019

    Инструменты и материалы для каллиграфии ширококонечного пера...

    В наше благословенное время иструменты и материалы для каллиграфии можно теперь приобрести в различных салонах для художников. Однако довольно часто наблюдаются перебои с поставкой наиболее ходовых размеров перьев. Правда, пока что всем доступен Интернет, где продается весьма многое....

  • 13 июн 2019

    Какую бумагу применяют в каллиграфии?...

    Листы пергамена представляют собой особо выделанную кожу животных. Первоначально шкуру помещали в известь, затем очищали от мяса и волос, потом, натянув на специальную раму, счищали скребком остатки мяса и волос, потом сушили, полировали, отбеливали. Если на папирусе, хотя и писали с обеих сторон, но предпочтительной все-таки была сторона verso, то, на пергамене можно было одинаково писать с обеих сторон. Самый лучший материал подобного типа изготавливается из тонко выделанной телячьей кожи или из кожи лайки и называется веленью или веленевой...

  • 13 июн 2019

    Чернила и тушь в каллиграфии...

    Вообще-то тушь и чернила различаются по растворимости пигмента. Если он растворим на уровне молекул (обычно это органические пигменты), то это чернила. Если же это не раствор, а тонкодисперсная взвесь нерастворимого де-факто (чаще минерального) пигмента, то это тушь. Тушь требует периодического взбалтывания или перемешивания, она более светостойка и долговечна. Тушь разводится водой, но в результате может быть смываемой и несмываемой. После работы тушью (как и после работы любым материалом) необходимо тщательно промыть перо теплой водой (а...

  • 13 июн 2019

    Манипуляции ширококонечным пером по Л. И. Проненко...

    Это состояние пера при достаточном количестве краски в тушедержателе и ее хорошей текучести, когда вы нажимаете на один угол пера, а второй едва заметно приподнимаете над поверхностью бумаги, следя за тем, чтобы не разорвать образовываемую борьбой сил натяжения жидкости и сил смачивания «рисующую каплю» (ее-то и называет Л. II. «чернильным клином»)....

  • 13 июн 2019

    Кратко о практических заданиях по каллиграфии...

    Этап освоения конкретного исторического пошиба мы со студентами проходим, как уже сказано в начале, на альбоме миллиметровки, используя китайскую тушь, черную, коричневую или даже синюю английскую (например, очень хорошую Winsor & Newton) или чешскую Koh-1-Noor, или же (в целях экономии) простую русскую черную «Гамму» {тушь, а не чернила, которые по плохой миллиметровке сразу расплываются)....

  • 13 июн 2019

    Каллиграфия - Талант, Ремесло, Искусство...

    СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ. Это фраза далекого уже от нас трагического и героического Времени (так - было, и нечего безумствовать, пытаясь вычеркнуть из памяти целого народа почти столетие его и кровавой, и - славной - истории!) Теперь в «звездах» и героях ходят или безголосые «микрофон-ники» и футбольные рабы, продаваемые и покупаемые за безумные миллионы, или бездарные чиновники, или наглые, хищные и везучие акулы бизнеса....

  • 13 июн 2019

    Письмо Древней Руси и Московии...

    ЕСЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО проследить более чем двухтысячелетнюю историю западноевропейского письма (а она будет показательнее нашей, более короткой, а вследствие петровской реформы - и менее последовательной), то окажется, что в целом рукописные шрифты (по-шибы) на латинской основе распадаются на 2 категории: формальную (официально-формальную),-шрифты тщательно оформленные, каллиграфические, использовавшиеся в...

  • 13 июн 2019

    История возникновения кириллического письма...

    И вот это-то неуловимое интуитивное знание каким-то непостижимым Промыслом еще сохраняется и в душе, и в движении руки новых приходящих поколений. Если становление финикийского алфавита и генетически восходящих к нему греческого и латинского письма заняло несколько веков, и тому есть четкие археологические подтверждения, то возникновение славянской письменности священное и историческое предание относит к середине-второй половине IX в. н. э. и связывает с деятельностью реально существовавших людей - святых равноапостольных Мефодия и Кирилла,...

  • 13 июн 2019

    Миссия Кирилла и Мефодия...

    Сохранилось также сообщение, что в Корсуни Константин обнаружил Евангелие и Псалтирь, написанные некими русскими письменами. В этом же «Паннонском житии» Константина говорится, что с помощью человека, говорившего по-русски, он быстро научился читать эти письмена, так как язык был близок болгаромакедонскому диалекту, которым владел сам Константин. Действительно, сохранились различные свидетельства о существовании у славян некой письменности, возможно, рунической или про-токириллической, или протоглаголической уже в середине IX в....

  • 13 июн 2019

    Несколько слов о глаголице...

    Первоначальная болгарская глаголица (будем придерживаться традиционной теории ее происхождения ) была круглой, поскольку в качестве формообразующих элементов букв использовались круг и производные от него, крест и треугольник. Круглой глаголицей написаны Киевские листки, Зографское Евангелие, Ассеманиево Евангелие, Мариинское Евангелие, Рильские листки (XI в.). Клоцев сборник (XI в.) демонстрирует как бы постепенный переход от круглой к угловатой глаголице. Синайский требник и Синайская Псалтирь, а также чешско-моравские Пражские фрагменты...

  • 13 июн 2019

    Реймсское Евангелие...

    Реймсское Евангелие апаракос - церковнославянская пергаменная рукопись. Первая её часть, содержащая чтения праздничных Евангелий по обряду православной церкви, написана кириллицей -, вторая, содержащая Евангелия, апостольские послания, паремии на праздники по римско-католическому календарю, написана в 1395 г. хорватской глаголицей монахами Эммаусского монастыря, основанного в Праге в 1347 г. для совершения католического богослужения на славянском языке....

  • 13 июн 2019

    История развития русского письма...

    История развития русского письма практически с момента его зарождения - есть развитие кириллицы. В результате тщательного учета фонетического состава старославянского языка кириллица имела все буквы, необходимые для его правильной передачи. Абсолютно пригодным этот алфавит оказался и для передачи позднейшего русского языка. Более чем за 1000 лет в алфавит понадобилось ввести всего лишь две новые буквы: «й» (при реформе 1735 г.) и «ё» (1797 г.). Не нужны русскому языку многобуквенные сочетания....

  • 13 июн 2019

    Остромирово Евангелие год происхождения 1056 — 1057...

    В истории человеческой культуры не раз бывало, что уже зачинатели некоего нового направления искусства или авторы глобального изобретения поднимались до вершинных достижений, подчас остающихся эталонными и по сей день. В полиграфии сразу вспоминается 42-строчная Библия Гутенберга, «Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Торжественное литургическое письмо для богослужебных книг и духовных книг для чтения, несомненно, пришло на Русь...

  • 13 июн 2019

    Старший устав - Каллиграфия Марии Башиловой...

    Специально для этого издания две моих ученицы: Мария Башилова и Анна Переходько согласились переписать мои стихи, вынесенные эпиграфами к каждой главе, описывающей определенный рукописный шрифт. Почти все стихи выполнены пером со срезом 3 мм, как и в прописях. В книге оригиналы, естественно, даются с уменьшением. Но «аппетит приходит во время еды»: Мария Башилова в 2011 - 2012 гг. в качестве завершающей работы в петербургском Институте декоративно-прикладного искусства (ИДПИ*) переписала и оформила все стихотворения цикла и собрала их...

  • 13 июн 2019

    Полуустав...

    С середины XIV века в связи с более широким развитием письменности, вызванным экономическим, политическим и культурным развитием страны, развивается новый тип письма - полуустав. Полуустав, в отличие от устава, внешне менее красив, но буквы написаны достаточно четким и уверенным почерком. Первоначальный полуустав возникает среди писцов, которые были не столько заинтересованы в красоте письма, сколько в его...

Нажимая кнопку авторизации, я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с «Политикой конфиденциальности» этого сайта.

^