Взять онлайн кредит на карту через Интернет » Блоги » Инструменты и материалы для каллиграфии ширококонечного пера


Инструменты и материалы для каллиграфии ширококонечного пера

Тростниковое, птичье и металлические перья для каллиграфического письма 

Тростниковое, птичье и металлические перья для каллиграфического письма. Кончик калама дополнительно срезан плашмя сверху.

В наше благословенное время иструменты и материалы для каллиграфии можно теперь приобрести в различных салонах для художников. Однако довольно часто наблюдаются перебои с поставкой наиболее ходовых размеров перьев. Правда, пока что всем доступен Интернет, где продается весьма многое.

Для предварительной разметки и эскизирования композиции необходимы карандаши Н [Т], НВ [ТМ], F, (хотя предпочтительнее В [М]), котрый быстро тупится, но легче стирается резинкой), линейка 50 см с подклеенным с нижней поверхности кусочками лейкопластыря (против скольжения по бумаге), угольник, традиционная или же современная инерционная рейсшина для проведения параллельных линий разметки. В старину разлиновывали листы пергамена костяным ножичком. Очень полезен и для упражнений, и для предварительной прикидки будущей композиции на листе плоский плотницкий карандаш, особенно если его заточить на ширину действующего ширококонечного пера.

Обратите внимание!

Наше повествование посвящено письму ширококонечными перьями, поэтому кратко остановимся на различных их вариантах.

Как уже было сказано, древнейшим ширококонечным инструментом была тростинка, кончик которой разжевывали и использовали в качестве маленькой ширококонечной кисточки, но велика также и вероятность достаточно древнего использования настоящего ширококонечного пера. Что до расщепа, позволяющего нажим и, следовательно, дополнительное разнообразие толщины штриха, то A. I-1. Проненко связывает его появление с последними веками до нашей эры.

Тростниковое перо 

На фото: тростниковое перо для каллиграфического письма.

Тростниковое перо (reed pen)

Для самостоятельного изготовления тростниковых перьев необходимо поздней осенью в сухую погоду совершить культпоход за город, в прибрежные заросли тростника, по-научному называемого Phragmites communis. Это род многолетних трав высотой до 5 м, характерных узкими линейно-ланцетными листьями, длинными ползучими корневищами и соцветиями в виде густых метелок.

Необходимо собрать себе впрок достаточно солидный запас трубчатых отрезков сухого осеннего тростника, памятуя о том, что при изготовлении перьев будет много отбросов и брака. Далеко не все трубки пойдут в дело и станут вашими любимыми инструментами. Лучше отрезать заготовки с припуском - длиной около 25-30 см, оставляя с одной стороны сочленение, где трубка прочнее всего. Для первого определения пригодности трубки сожмите ее пальцами и ощутите упругость. Непригодная при сдавливании сразу же сломается. Толстые и тонкие тростниковые (а чаще китайские бамбуковые) перья теперь можно купить и в магазине.

Заточка тростникового пера

Заточка тростникового пера 

Заточка тростникового (и птичьего) пера по чешскому пособию.

Счистите идущую от сочленений сухую кору, отрежьте заготовку длиной в 23-24 см. Если в сердцевине сохранилась мякоть, осторожно удалите ее. Затем срежьте конец вблизи сочленения, начиная под острым углом и, закругляя срез к середине толщины заготовки, ведите лезвие вперед, разрезая цилиндр ствола посередине. Теперь так же под острыми углами с закруглением к кончику срежьте боковины, придавая заготовке узнаваемую форму пера. В виде сбоку мы получим как бы две закругленные ступеньки. Форма пера с характерным вытянутым вперед «языком» уже ясно обозначилась.

Теперь нужно положить перо на плоскую поверхность внутренней частью вверх и тщательно срезать кончик пера под углом примерно 70° к оси пера, прижимая кончик ногтем. Для правши при повороте пера в рабочее состояние (сердцевиной вниз) срез кончика будет правосторонним (левше нужен левый срез кончика). Далее 1-1. Т. Богдеско советует сначала сантиметрах в полутора от края с помощью раскаленной на газе докрасна иглы или тонкого шила прожечь небольшое отверстие посередине образовавшегося в результате заточки «языка» пера.

И уже после этого нужно сделать в конце пера вертикальный надрез в сторону проделанного отверстия. Во внутреннюю часть пера с отступом в 1,5 мм от кончика можно вставить пружинообразно изогнутый кусочек жести (например, вырезанный из консервной банки) шириной около 2-х мм и длиной около 40 мм в качестве тушедержателя. Продольный разрез уже был представлен в XVI в. на приведенном Виллу Тоотсом рисунке.

Достаточно долговечные перья можно изготовить из бамбука. Он легко (как и тростник) колется, поэтому при изготовлении расщепа надо сделать небольшой надрез, а потом уже осторожно надавливаиь на трубку в направлении вставленного в разрез навстречу лезвия. У пера с достаточно широко подрезанным кончиком надо плоско срезать сверху ярко выраженный округлый «горб».

Птичье перо для каллиграфического письма 

На фото: птичье перо для каллиграфического письма.

Птичье перо (the quill)

По всей вероятности, начало использования птичьего пера относится к V-VI вв. уже нашей эры. Для письма использовали перья больших летающих птиц - гуся, орла, лебедя, ястреба, дрофы, ворона вследствие их большей прочности. Однако вполне употребительны перья домашнего гуся. Перья собирают во время линьки птиц.

Заточка птичьих перьев

О «закаливании» птичьего пера мы уже говорили. Способ заточки гусиного пера очень подробно и поэтапно изложен в старинном пособии Фридриха Кихеля, рисунок из которого мы привели. Правда, можно вполне ограничиться и алгоритмом, предложенным для тростникового пера, только прожигать отверстие нет необходимости.

Блоги » 65 » 0

Всего комментариев : 0 (оставить свой)

Ваш комментарий
html не поддерживается
Подписаться на комментарии
Похожие материалы

Вас заинтересуют так же следующие новости

  • 25 июн 2019

    Инструменты и материалы для каллиграфического письма...

    Уместно сравнить западноевропейский и арабский опыт заточки перьев. Например, в книге А. Ю. Казиева, посвященной арабской каллиграфии, приведены подробные сведения о различной заточке каламов для разных почерков исламской каллиграфии....

  • 25 июн 2019

    Практическая работа каллиграфа...

    Положение рук пишущего при выполнении шрифта по Эдварду Джонстону. Бумага для письма и черновик (справа) положены под тесьму, натянутую резинкой под пюпитром. Левая рука, помещенная на подложенный под нее защитный (от влаги) листок прижимает основной лист к столу с помощью костяшки (или кусочка пласмассы)...

  • 25 июн 2019

    Перья для каллиграфического письма нового времени...

    Хотя экзотические на сегодняшний день старинные природные инструменты до сих пор с успехом используются мастерами каллиграфии. Но, например, пластмассовые Koh-i-Noor во-первых слишком уж легкие и тонкие, да к тому же их фиксированный по ширине перодержатель часто оказывается неприспособленным под черенки некоторых марок широко используемых перьев. Так что бедным студентам приходится делать под перо вкладыш-уплотнение из разжеванного (!) маленького кусочка бумаги...

  • 25 июн 2019

    Какую бумагу применяют в каллиграфии?...

    Листы пергамена представляют собой особо выделанную кожу животных. Первоначально шкуру помещали в известь, затем очищали от мяса и волос, потом, натянув на специальную раму, счищали скребком остатки мяса и волос, потом сушили, полировали, отбеливали. Если на папирусе, хотя и писали с обеих сторон, но предпочтительной все-таки была сторона verso, то, на пергамене можно было одинаково писать с обеих сторон. Самый лучший материал подобного типа изготавливается из тонко выделанной телячьей кожи или из кожи лайки и называется веленью или веленевой...

  • 25 июн 2019

    Чернила и тушь в каллиграфии...

    Вообще-то тушь и чернила различаются по растворимости пигмента. Если он растворим на уровне молекул (обычно это органические пигменты), то это чернила. Если же это не раствор, а тонкодисперсная взвесь нерастворимого де-факто (чаще минерального) пигмента, то это тушь. Тушь требует периодического взбалтывания или перемешивания, она более светостойка и долговечна. Тушь разводится водой, но в результате может быть смываемой и несмываемой. После работы тушью (как и после работы любым материалом) необходимо тщательно промыть перо теплой водой (а...

  • 25 июн 2019

    Манипуляции ширококонечным пером по Л. И. Проненко...

    Это состояние пера при достаточном количестве краски в тушедержателе и ее хорошей текучести, когда вы нажимаете на один угол пера, а второй едва заметно приподнимаете над поверхностью бумаги, следя за тем, чтобы не разорвать образовываемую борьбой сил натяжения жидкости и сил смачивания «рисующую каплю» (ее-то и называет Л. II. «чернильным клином»)....

  • 25 июн 2019

    Кратко о практических заданиях по каллиграфии...

    Этап освоения конкретного исторического пошиба мы со студентами проходим, как уже сказано в начале, на альбоме миллиметровки, используя китайскую тушь, черную, коричневую или даже синюю английскую (например, очень хорошую Winsor & Newton) или чешскую Koh-1-Noor, или же (в целях экономии) простую русскую черную «Гамму» {тушь, а не чернила, которые по плохой миллиметровке сразу расплываются)....

  • 25 июн 2019

    Каллиграфия - Талант, Ремесло, Искусство...

    СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ. Это фраза далекого уже от нас трагического и героического Времени (так - было, и нечего безумствовать, пытаясь вычеркнуть из памяти целого народа почти столетие его и кровавой, и - славной - истории!) Теперь в «звездах» и героях ходят или безголосые «микрофон-ники» и футбольные рабы, продаваемые и покупаемые за безумные миллионы, или бездарные чиновники, или наглые, хищные и везучие акулы бизнеса....

  • 25 июн 2019

    Письмо Древней Руси и Московии...

    ЕСЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО проследить более чем двухтысячелетнюю историю западноевропейского письма (а она будет показательнее нашей, более короткой, а вследствие петровской реформы - и менее последовательной), то окажется, что в целом рукописные шрифты (по-шибы) на латинской основе распадаются на 2 категории: формальную (официально-формальную),-шрифты тщательно оформленные, каллиграфические, использовавшиеся в...

  • 25 июн 2019

    История возникновения кириллического письма...

    И вот это-то неуловимое интуитивное знание каким-то непостижимым Промыслом еще сохраняется и в душе, и в движении руки новых приходящих поколений. Если становление финикийского алфавита и генетически восходящих к нему греческого и латинского письма заняло несколько веков, и тому есть четкие археологические подтверждения, то возникновение славянской письменности священное и историческое предание относит к середине-второй половине IX в. н. э. и связывает с деятельностью реально существовавших людей - святых равноапостольных Мефодия и Кирилла,...

  • 25 июн 2019

    Миссия Кирилла и Мефодия...

    Сохранилось также сообщение, что в Корсуни Константин обнаружил Евангелие и Псалтирь, написанные некими русскими письменами. В этом же «Паннонском житии» Константина говорится, что с помощью человека, говорившего по-русски, он быстро научился читать эти письмена, так как язык был близок болгаромакедонскому диалекту, которым владел сам Константин. Действительно, сохранились различные свидетельства о существовании у славян некой письменности, возможно, рунической или про-токириллической, или протоглаголической уже в середине IX в....

  • 25 июн 2019

    Несколько слов о глаголице...

    Первоначальная болгарская глаголица (будем придерживаться традиционной теории ее происхождения ) была круглой, поскольку в качестве формообразующих элементов букв использовались круг и производные от него, крест и треугольник. Круглой глаголицей написаны Киевские листки, Зографское Евангелие, Ассеманиево Евангелие, Мариинское Евангелие, Рильские листки (XI в.). Клоцев сборник (XI в.) демонстрирует как бы постепенный переход от круглой к угловатой глаголице. Синайский требник и Синайская Псалтирь, а также чешско-моравские Пражские фрагменты...

  • 25 июн 2019

    Реймсское Евангелие...

    Реймсское Евангелие апаракос - церковнославянская пергаменная рукопись. Первая её часть, содержащая чтения праздничных Евангелий по обряду православной церкви, написана кириллицей -, вторая, содержащая Евангелия, апостольские послания, паремии на праздники по римско-католическому календарю, написана в 1395 г. хорватской глаголицей монахами Эммаусского монастыря, основанного в Праге в 1347 г. для совершения католического богослужения на славянском языке....

  • 25 июн 2019

    История развития русского письма...

    История развития русского письма практически с момента его зарождения - есть развитие кириллицы. В результате тщательного учета фонетического состава старославянского языка кириллица имела все буквы, необходимые для его правильной передачи. Абсолютно пригодным этот алфавит оказался и для передачи позднейшего русского языка. Более чем за 1000 лет в алфавит понадобилось ввести всего лишь две новые буквы: «й» (при реформе 1735 г.) и «ё» (1797 г.). Не нужны русскому языку многобуквенные сочетания....

  • 25 июн 2019

    Остромирово Евангелие год происхождения 1056 — 1057...

    В истории человеческой культуры не раз бывало, что уже зачинатели некоего нового направления искусства или авторы глобального изобретения поднимались до вершинных достижений, подчас остающихся эталонными и по сей день. В полиграфии сразу вспоминается 42-строчная Библия Гутенберга, «Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Торжественное литургическое письмо для богослужебных книг и духовных книг для чтения, несомненно, пришло на Русь...

  • 25 июн 2019

    Старший устав - Каллиграфия Марии Башиловой...

    Специально для этого издания две моих ученицы: Мария Башилова и Анна Переходько согласились переписать мои стихи, вынесенные эпиграфами к каждой главе, описывающей определенный рукописный шрифт. Почти все стихи выполнены пером со срезом 3 мм, как и в прописях. В книге оригиналы, естественно, даются с уменьшением. Но «аппетит приходит во время еды»: Мария Башилова в 2011 - 2012 гг. в качестве завершающей работы в петербургском Институте декоративно-прикладного искусства (ИДПИ*) переписала и оформила все стихотворения цикла и собрала их...

  • 25 июн 2019

    Полуустав...

    С середины XIV века в связи с более широким развитием письменности, вызванным экономическим, политическим и культурным развитием страны, развивается новый тип письма - полуустав. Полуустав, в отличие от устава, внешне менее красив, но буквы написаны достаточно четким и уверенным почерком. Первоначальный полуустав возникает среди писцов, которые были не столько заинтересованы в красоте письма, сколько в его...

Нажимая кнопку авторизации, я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с «Политикой конфиденциальности» этого сайта.

^