Взять онлайн кредит на карту через Интернет » Блоги » Практическая работа каллиграфа


Практическая работа каллиграфа

Практическая работа каллиграфа 

Творческая каллиграфия. Искусство красивого письма. Минск, 1998.

А теперь подробный экскурс в проблему экипировки мастера современной каллиграфии. Некоторые важные детали будут повторены для лучшего запоминания.

Рабочее место и условия работы

Малькольм Кауч, автор широко известного у нас по белорусскому переизданию на русском языке пособия по каллиграфии, резюмирует важнейшее положение относительно любого человеческого занятия, органически сочетающего в себе процессы творчества и высокого ремесла: ни в коем случае нельзя заниматься каллиграфией по принуждению.

Однако, как и во всем в этом мире, здесь кроется каверзное противоречие. Ведь чтобы добиться непринужденной и радующей самого писца легкости исполнения, необходимо, во-первых, провести основательную подготовительно-организационную работу, а во-вторых, особенно на первом этапе овладения элементарными навыками, приложить еще массу физических и эмоциональных усилий, чтобы затем уже с удовольствием и радостью пожинать их плоды.

Все мэтры каллиграфии начинают изложение практической части с правильной позы писца. Необходимо подобрать стол и стул оптимальной высоты, чтобы вы сидели прямо, а не в виде вопросительного знака, как шутил патриарх современной графики и каллиграфии Илья Трофимович Богдеско. Не надо при этом и опираться на спинку стула, а потому предпочтительнее вообще пользоваться табуретом. Как видим на старинной миниатюре, изображающей уже известного нам Жана Мельо, он не очень-то придерживался в своей работе строгих правил...

Рабочей поверхностью для размещения листа бумаги является плоская поверхность стола или чертежная доска, из которой лучше всего соорудить из подручных средств аналог пюпитра под углом около 40° или хотя бы использовать наклонно поставленный планшет с опорой на край стола и на колени в качестве упрощенного его варианта. Хорошо, конечно, сделать настоящий пюпитр, подобный доставшемуся мне «по наследству» старому «мухинскому» на приведенной фотографии.

Письмо на пюпитре по Эдварду Джонстону 

Письмо на пюпитре по Эдварду Джонстону. Начинающему писцу рекомендуется наклон меньше, чем 45° в дальнейшем угол увеличивают до 60°.

Правая рука держит ручку без усилий между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным. Проверяют правильность хвата так, как когда-то учили на чистописании: поднимите указательный палец с пера и вы все равно, хотя и с меньшим удобством, сможете писать и в таком положении. Илья Богдеско*, разъясняя моторику процесса исполнения знаков различной величины (а мы столкнемся с этим при изучении разны типов старинного письма), говорит о «трех рычагах», которые использует писец в процессе работы.

Рычаг пальцев - для мелких знаков до 2-х см высотой; рычаг локтя, когда вы двигаете рукой в плечевом суставе, а локоть, предплечье и кисть с пером зафиксированы твердо в одном положении - это для знаков средней величины, см до 7; и, наконец, рычаг спины, когда вы поворачиваете целиком плечевой пояс, зафиксировав еще и плечо с плечевым суставом - это для длиннющих линий (в 10 и более см) прямоугольной старорусской вязи XVII в. или документного письма меровингского времени с его сумасшедшими задлинениями знаков.

Положение рук пишущего при выполнении шрифта по Эдварду Джонстону 

Положение рук пишущего при выполнении шрифта по Эдварду Джонстону. Бумага для письма и черновик (справа) положены под тесьму, натянутую резинкой под пюпитром. Левая рука, помещенная на подложенный под нее защитный (от влаги) листок прижимает основной лист к столу с помощью костяшки (или кусочка пласмассы).

Теперь о левой руке.

Она поддерживает лист бумаги (непременно через защитный - от увлажнения от пальцев или ладони — листок, лучше — через кусочек пластмассы; в старину - ножичком для подчисток) и в какой-то мере является опорой для тела, поскольку если ее снять с доски, левое плечо опустится и изменится положение торса.

А теперь обратимся к опыту восточной, арабской каллиграфии относительно освещенности и температурного режима. Конечно, наиболее плодотворна работа при умеренной температуре воздуха, так как при повышенной температуре бумага теряет мягкость и эластичность, пальцы потеют, чернила (особенно тушь!) быстро густеют, а о комфортном состоянии писца нет уже и речи. Напротив, в слишком прохладном и сыром помещении и бумага сыреет.

Обратите внимание!

В летнее время восточные мастера советовали работать с утра, зимой - в полуденное время. Чаще проветривать помещение.

Относительно освещения - рекомендовали по утрам сидеть перед восточными окнами, в полдень - у южного окна, к вечеру - ближе к западному. Не рекомендовали заниматься каллиграфией при простуде, голоде и жажде, при психическом раздражении.

Блоги » 14 » 0

Всего комментариев : 0 (оставить свой)

Ваш комментарий
html не поддерживается
Подписаться на комментарии
Похожие материалы

Вас заинтересуют так же следующие новости

  • 14 дек 2020

    Изучение исторических форм письма определенных периодов...

    Эта фотография сделана в Любеке, городе богатейшей судьбы. Когда-то один из самых западных форпостов славянского расселения, потом ставший столицей знаменитого Ганзейского союза европейских торговых городов, членами которого, к слову, были и северо-западные города Руси. При разделении Германии после Второй мировой войны Любек оказался на самой восточной оконечности ФРГ, у самой границы с ГДР. В оформлении вывески использован наборный шрифт, воспроизводящий позднеготическую фрактуру. Прием, повсеместно используемый на Западе....

  • 14 дек 2020

    Инструменты и материалы для каллиграфического письма...

    Уместно сравнить западноевропейский и арабский опыт заточки перьев. Например, в книге А. Ю. Казиева, посвященной арабской каллиграфии, приведены подробные сведения о различной заточке каламов для разных почерков исламской каллиграфии....

  • 14 дек 2020

    Инструменты и материалы для каллиграфии ширококонечного пера...

    В наше благословенное время иструменты и материалы для каллиграфии можно теперь приобрести в различных салонах для художников. Однако довольно часто наблюдаются перебои с поставкой наиболее ходовых размеров перьев. Правда, пока что всем доступен Интернет, где продается весьма многое....

  • 14 дек 2020

    Перья для каллиграфического письма нового времени...

    Хотя экзотические на сегодняшний день старинные природные инструменты до сих пор с успехом используются мастерами каллиграфии. Но, например, пластмассовые Koh-i-Noor во-первых слишком уж легкие и тонкие, да к тому же их фиксированный по ширине перодержатель часто оказывается неприспособленным под черенки некоторых марок широко используемых перьев. Так что бедным студентам приходится делать под перо вкладыш-уплотнение из разжеванного (!) маленького кусочка бумаги...

  • 14 дек 2020

    Какую бумагу применяют в каллиграфии?...

    Листы пергамена представляют собой особо выделанную кожу животных. Первоначально шкуру помещали в известь, затем очищали от мяса и волос, потом, натянув на специальную раму, счищали скребком остатки мяса и волос, потом сушили, полировали, отбеливали. Если на папирусе, хотя и писали с обеих сторон, но предпочтительной все-таки была сторона verso, то, на пергамене можно было одинаково писать с обеих сторон. Самый лучший материал подобного типа изготавливается из тонко выделанной телячьей кожи или из кожи лайки и называется веленью или веленевой...

  • 14 дек 2020

    Чернила и тушь в каллиграфии...

    Вообще-то тушь и чернила различаются по растворимости пигмента. Если он растворим на уровне молекул (обычно это органические пигменты), то это чернила. Если же это не раствор, а тонкодисперсная взвесь нерастворимого де-факто (чаще минерального) пигмента, то это тушь. Тушь требует периодического взбалтывания или перемешивания, она более светостойка и долговечна. Тушь разводится водой, но в результате может быть смываемой и несмываемой. После работы тушью (как и после работы любым материалом) необходимо тщательно промыть перо теплой водой (а...

  • 14 дек 2020

    Манипуляции ширококонечным пером по Л. И. Проненко...

    Это состояние пера при достаточном количестве краски в тушедержателе и ее хорошей текучести, когда вы нажимаете на один угол пера, а второй едва заметно приподнимаете над поверхностью бумаги, следя за тем, чтобы не разорвать образовываемую борьбой сил натяжения жидкости и сил смачивания «рисующую каплю» (ее-то и называет Л. II. «чернильным клином»)....

  • 14 дек 2020

    Кратко о практических заданиях по каллиграфии...

    Этап освоения конкретного исторического пошиба мы со студентами проходим, как уже сказано в начале, на альбоме миллиметровки, используя китайскую тушь, черную, коричневую или даже синюю английскую (например, очень хорошую Winsor & Newton) или чешскую Koh-1-Noor, или же (в целях экономии) простую русскую черную «Гамму» {тушь, а не чернила, которые по плохой миллиметровке сразу расплываются)....

  • 14 дек 2020

    Каллиграфия - Талант, Ремесло, Искусство...

    СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ. Это фраза далекого уже от нас трагического и героического Времени (так - было, и нечего безумствовать, пытаясь вычеркнуть из памяти целого народа почти столетие его и кровавой, и - славной - истории!) Теперь в «звездах» и героях ходят или безголосые «микрофон-ники» и футбольные рабы, продаваемые и покупаемые за безумные миллионы, или бездарные чиновники, или наглые, хищные и везучие акулы бизнеса....

  • 14 дек 2020

    Письмо Древней Руси и Московии...

    ЕСЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО проследить более чем двухтысячелетнюю историю западноевропейского письма (а она будет показательнее нашей, более короткой, а вследствие петровской реформы - и менее последовательной), то окажется, что в целом рукописные шрифты (по-шибы) на латинской основе распадаются на 2 категории: формальную (официально-формальную),-шрифты тщательно оформленные, каллиграфические, использовавшиеся в...

  • 14 дек 2020

    История возникновения кириллического письма...

    И вот это-то неуловимое интуитивное знание каким-то непостижимым Промыслом еще сохраняется и в душе, и в движении руки новых приходящих поколений. Если становление финикийского алфавита и генетически восходящих к нему греческого и латинского письма заняло несколько веков, и тому есть четкие археологические подтверждения, то возникновение славянской письменности священное и историческое предание относит к середине-второй половине IX в. н. э. и связывает с деятельностью реально существовавших людей - святых равноапостольных Мефодия и Кирилла,...

  • 14 дек 2020

    Миссия Кирилла и Мефодия...

    Сохранилось также сообщение, что в Корсуни Константин обнаружил Евангелие и Псалтирь, написанные некими русскими письменами. В этом же «Паннонском житии» Константина говорится, что с помощью человека, говорившего по-русски, он быстро научился читать эти письмена, так как язык был близок болгаромакедонскому диалекту, которым владел сам Константин. Действительно, сохранились различные свидетельства о существовании у славян некой письменности, возможно, рунической или про-токириллической, или протоглаголической уже в середине IX в....

  • 14 дек 2020

    Несколько слов о глаголице...

    Первоначальная болгарская глаголица (будем придерживаться традиционной теории ее происхождения ) была круглой, поскольку в качестве формообразующих элементов букв использовались круг и производные от него, крест и треугольник. Круглой глаголицей написаны Киевские листки, Зографское Евангелие, Ассеманиево Евангелие, Мариинское Евангелие, Рильские листки (XI в.). Клоцев сборник (XI в.) демонстрирует как бы постепенный переход от круглой к угловатой глаголице. Синайский требник и Синайская Псалтирь, а также чешско-моравские Пражские фрагменты...

  • 14 дек 2020

    Реймсское Евангелие...

    Реймсское Евангелие апаракос - церковнославянская пергаменная рукопись. Первая её часть, содержащая чтения праздничных Евангелий по обряду православной церкви, написана кириллицей -, вторая, содержащая Евангелия, апостольские послания, паремии на праздники по римско-католическому календарю, написана в 1395 г. хорватской глаголицей монахами Эммаусского монастыря, основанного в Праге в 1347 г. для совершения католического богослужения на славянском языке....

  • 14 дек 2020

    История развития русского письма...

    История развития русского письма практически с момента его зарождения - есть развитие кириллицы. В результате тщательного учета фонетического состава старославянского языка кириллица имела все буквы, необходимые для его правильной передачи. Абсолютно пригодным этот алфавит оказался и для передачи позднейшего русского языка. Более чем за 1000 лет в алфавит понадобилось ввести всего лишь две новые буквы: «й» (при реформе 1735 г.) и «ё» (1797 г.). Не нужны русскому языку многобуквенные сочетания....

  • 14 дек 2020

    Остромирово Евангелие год происхождения 1056 — 1057...

    В истории человеческой культуры не раз бывало, что уже зачинатели некоего нового направления искусства или авторы глобального изобретения поднимались до вершинных достижений, подчас остающихся эталонными и по сей день. В полиграфии сразу вспоминается 42-строчная Библия Гутенберга, «Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Торжественное литургическое письмо для богослужебных книг и духовных книг для чтения, несомненно, пришло на Русь...

  • 14 дек 2020

    Старший устав - Каллиграфия Марии Башиловой...

    Специально для этого издания две моих ученицы: Мария Башилова и Анна Переходько согласились переписать мои стихи, вынесенные эпиграфами к каждой главе, описывающей определенный рукописный шрифт. Почти все стихи выполнены пером со срезом 3 мм, как и в прописях. В книге оригиналы, естественно, даются с уменьшением. Но «аппетит приходит во время еды»: Мария Башилова в 2011 - 2012 гг. в качестве завершающей работы в петербургском Институте декоративно-прикладного искусства (ИДПИ*) переписала и оформила все стихотворения цикла и собрала их...

  • 14 дек 2020

    Полуустав...

    С середины XIV века в связи с более широким развитием письменности, вызванным экономическим, политическим и культурным развитием страны, развивается новый тип письма - полуустав. Полуустав, в отличие от устава, внешне менее красив, но буквы написаны достаточно четким и уверенным почерком. Первоначальный полуустав возникает среди писцов, которые были не столько заинтересованы в красоте письма, сколько в его...

Нажимая кнопку авторизации, я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с «Политикой конфиденциальности» этого сайта.

^