Взять онлайн кредит на карту через Интернет » Блоги » Инструменты и материалы для каллиграфического письма


Инструменты и материалы для каллиграфического письма

Инструменты и материалы для каллиграфического письма 

Инструменты и материалы для каллиграфического письма.

1. Восковые таблички (церы)

Как мы увидим впоследствии, исчерченные записями восковые таблички (сега [лат. воск, ceraculum, tabula, tabella, codicillus) появляются в античности, проходят через все средневековье, преимущественно в роли материала для быстрых записей преходящего значения. На них же учились писать средневековые школяры, только потом переходившие на перо. Свойствами материала и инструмента, а также назначением записей определяется упрощенный, бегло-небрежный характер покрывающего церу начертания.

Типичная античная цера представляет собой почти квадратную, выскобленную посередине дощечку размером 9x11 см. Она обрамлена оставленной по четырем краям узкой каемкой, в двух или трех углах пробивались дырочки для шнурка, которым одна табличка скреплялась с другой или со многими, образуя целые книжечки (codices) либо небольшие пачки: диптихи, триптихи и полиптихи. На среднее углубленное поле наведен в уровень с каймой тонкий слой воска, на котором заостренной с одной стороны металлической палочкой - стилем (stilus) - начертывался текст.

Обратите внимание!

Цера употреблялась для краткосрочных квитанций и счетов, служила в качестве черновика, а также служила целям школьных упражнений и даже интимных писем.

Текст можно было легко изменять или исправлять, заглаживая написанное обратным (закругленным) концом стиля. 

Кстати, на восковых табличках упражнял в конце жизни свою неопытную, привыкшую размахивать мечом руку Карл Великий, решивший на старости лет в окружении своих просвещенных друзей все-таки обучиться грамоте.

2. Мягкий материал письма

В качестве редких и необычных материалов сюда можно отнести древесные листья, кору, ткань и, менее редкую, кожу, а в качестве широко распространенных материалов - папирус, пергамен, а позднее и бумагу. О применении папируса в качестве писчего материала (и не только) достаточно подробно говорилось ранее.

«Применение древесных, главным образом пальмовых, листьев в качестве материала для письма в особенности и характеризует древнюю культуру внеевропейских стран (Индия, Непал). Однако беглое замечание Плиния: «В древности не знали употребление папируса, но писали сперва на пальмовых листьях, а потом на коре некоторых деревьев» (Hist/Naturalis. XVI), дает известное основание заключать о «пальмовом периоде» также и в истории средиземноморского письма...

...Кожа, - материал, хорошо известный египтянам, евреям, персам и грекам (под именем дифтеры), - среди латинских народов распространилась сравнительно поздно в усовершенствованной форме пергамена».

«На западе пергамен употребляется с первого века, во втором и третьем веках соперничает с папирусом (в книге) и постепенно его вытесняет, в четвертом веке господствует. Однако канцелярия, нуждающаяся в одиночном листе, а сверх того, более консервативная, чем литература... еще много веков будет держаться за папирус. В IV-V вв. все императорские и городские италийские хартии пишутся на папирусе. Папская канцелярия пишет на папирусе до IX в.»

Пергамен стал материалом, превосходившим папирус прочностью, способностью перегибаться без вреда для ткани и гладкостью. Под именем мембраны материал был известен античности с I в. Первым использовал это название для пергамена Гораций. Однако есть сведения об использовании пергамена уже в последние века старой эры. Пергамен очень рано является в форме книги - кодекса, сложенного из отдельных тетрадей.

Обратите внимание!

С XI в. для связей тетрадей, иногда и самих листов, начинает появляется так называемая реклама - приписанное под последним словом одной тетради первое слово последующей.

Ксилографический портрет китайского ученого Цай Луня 

Ксилографический портрет китайского ученого Цай Луня, традиционно считающегося изобретателем бумаги.

«Пергам недолго сохранял привилегию главной мастерской «мембраны». Такие мастерские создаются во всех культурных очагах востока и запада и множатся с ростом спроса на книгу... Но в смутные периоды общего упадка культурной продукции производство пергамена отставало от спроса на него. Так было в особенности в VII-IX вв., накануне и в эпоху «каролингского ренессанса». Тогда пускали в оборот еще раз старые, преимущественно античные рукописи, вытирая написанный на них классический текст, покрывая их новым палимпсестов, говорящие о постепенной десакрализации мышления людей, приобщавшихся к классическому наследию античности. (Скажем в скобках, что за много веков до классического средневековья великие Восточные Отцы церкви отнюдь не чуждались этого наследия, получив в молодости великолепное светское образование.) Итак: сначала смывали и стирали классических авторов, чтобы дать место отцам церкви. Однако Гелазианский Сакраментарий лег на Анастазианский, Библия Vulgata на Библию Itala. Но с расцветом классического средневековья множатся обратные случаи, когда классический античный текст ложится на сакральный! Например, в библиотеке Гроттаферраты (Италия), вообще состоявшей на большую половину из палимпсестов, монахи XIII в.ухитряются переписывать «Илиаду» на коринфские послания апостола Павла, а Софокла - даже на библейский текст!

...В раннюю эпоху изготовление палимпсеста осуществлялось путем простого смывания губкой... Однако впоследствии, написанное иногда сцарапывали ножом, иногда вытирали пемзой... иногда обесцвечивали какой-то смесью из молока, сыра и необожженной извести (английский рецепт)». 

А далее Добиаш-Рождественская со ссылкой на Людвига Траубе (о котором поговорим позже) приводит курьезные случаи из истории создания Добиаш-Рождественская О. А. История письма в средние века. Москва, «Книга», 1987, стр. 37-38.

В Китае бумага существует уже в 1 в. нашей эры, арабы узнают о ней с оккупации Самарканда в 704 г. и разносят ее затем по всем путям своего завоевания, через них бумага попадает в Европу. Первые подлинные бумажные документы дошли до нас от эпохи Людовика IX Святого (40- е годы XIII в.).

3. Чернила

Античные чернила (смесь камеди и сажи) легко смывались водой. Еще Августин и Авзоний говорят о «разрушительной губке», а вот Алкуин говорит о дружественной пемзе, которая исправляет ошибки пишущего. Впервые о новых, более устойчивых чернилах для пергамена говорит Марциан Капелла. Они состояли из сока чернильных орешков, смешаных с той же камедью. Эти ингредиенты смешивались путем нагревания. Подобный рецепт не единственный, но самый распространенный.

В качестве «чернильницы» чаще всего употреблялся рог, вставлявшийся в отверстие столовой доски. Именно этот рог средневековая живопись изображала в клюве орла перед евангелистом Иоанном, или на стене около пишущего Рабана Мавра. Существовали также и закрывающиеся чернильницы, упоминаемые в старинных манускриптах.

Красными чернилами (rubrica, красная строка или фраза) подчеркивались в тексте значительные или руководящие слова. Иногда красными чернилами писались даты. Красным (или золотом) писались вводные (incipit) и заключительные (explicit) слова главы, псалма, дневного чтения. В редких случаях весь текст писался красным, а комментарии - черным. * Ирландские писцы достаточно рано стали применять богатое многоцветие страницы. Континентальные рукописи обычно расцвечивали только 1 -2 больших зачинающих новый отдел инициала и использовали более скромную гамму красок.

Графическая работа по написанию и оформлению книги зиждилась на разделении труда. Только черный текст писал скриптор, каллиграф, для красных мест он оставлял пустоты, которые затем заполнял специалист красных чернил, рубрикатор, шмминиатор (красный сурик - миний [minium], отсюда искусство выведения красных букв в орнаменты - Miniate, отсюда же слово миниатюра). Фигурные разноцветные инициалы исполнял третий мастер - иллюминатор. Поскольку скриптор уже закладывал в контуре расположение всех элементов книжного убранства, нередко оставленные им пустоты так и оставались незаполненными.

Уже античность хорошо знала золотое и серебряное письмо. С III-го в. начинает распространяться письмо металлическими буквами на окрашенных пурпурами пергаменах. С распространением христианства эта техника сохраняется только для Евангелия и Псалтири. В X в. начинает выходить из употребления, перекочевав в императорские дипломы. В дальнейшем золото и серебро сохраняются в инициалах, орнаментах и миниатюре, преимущественно в виде листочков сусального золота.

4. Орудия письма

В период V-XII вв. упоминаются 3 группы терминов в соответствии с 3-мя сменявшими друг друга орудиями письма.

  1. стиль (стилус), который во времена темных веков стали называть graphium - металлическая палочка, заостренная на одном конце для писания на восковых дощечках (церах), на другом конце закругленная для затирания написанного.
  2. калам - тростниковое перо, впоследствии даже деревянная палочка.
  3. птичье перо. О пере и каламе как орудиях писца уже в VI в. говорит Исидор. По крайней мере, скорее всего, верно предположение о том, что переход в VI-VII в. на новую форму унциала связан с распространением птичьего пера.

5. Материал и инструмент

Для письма на папирусе еще с древнегреческих времен взамен древнеегипетских тростинок-кисточек стали применять калам, косо очиненную тростниковую палочку толщиной примерно с современную большую вязальную спицу. «Острие периодически подтачивалось пемзой, а сам калам перед употреблением смачивался слюной, чтобы на нем удержалось больше чернил. В греко-римскую эпоху его стали на конце немного расщеплять, что придало ему достаточную эластичность и позволило регулировать нажим».

Чернила для письма на папирусе изготавливали с сажи, камеди и воды. Красные чернила представляли собой смесь камеди и красного мела. Чернила с папируса легко смывались без следа. Поэтому папирусных палимпсестов не бывает.

С III-го в. идет постепенная замена папирусной книги-свитка пергаменным кодексом, т. е. книгой нашего типа. В течение некоторого времени сосуществовали одновременно кодексы и папирусные, и пергаменные. Тем более, что, по мнению современных исследователей, хорошо сделанный папирус своими механическими свойствами вполне мог конкурировать с пергаменом.* Чрезвычайно малое количество дошедших до нас папирусных кодексов объясняется просто климатическими особенностями, только в сухом климате Египта и Северной Африки способствовавшими их многовековой сохранности. Тем не менее как материал для документов с позднеримских времен едва ли не до VIII в. канцелярии варварских королевств Европы использовали папирус. А в папской канцелярии, а также на юге Италии и в Сицилии, где этот материал и производили, папирусом пользовались в документах и даже в книгах аж до начала XII в. В какой-то мере полному отказу от папируса в Европе способствовало завоевание Египта арабами в VII в., что привело к резкому сокращению экспорта. С XI в. и сами арабы полностью отказались от папируса в пользу бумаги.

Если орудием письма для папируса служил калам, то пергамену стало соответствовать птичье, чаще всего гусиное, перо. Упоминание о сосуществовании двух орудий письма - калама и птичьего пера - есть у Исидора Севильского (VI в.) и Петра Почтенного (XII в.). Однако трактаты о приемах и видах письма сохранились только начиная от ХШ-го в., а по большей части наиболее подробную информацию мы черпаем уже из трактатов XVI-XIX вв.

Так или иначе, гусиное перо, как и пергамен, производилось тут же на месте и не требовало поисков зарослей тростника ни на берегах Нила, ни на побережье Каспийского моря. Кроме того, применение прочного и эластичного гусиного пера, допускавшего самую различную заточку и расщепление, способствовало и развитию изощренной каллиграфии, и уменьшению величины букв, следовательно, и экономии материала, а в зрелом средневековье - и широкому распространению грамотности.

«Остро очиненное перо позволяет проводить очень тонкие линии с незначительным нажимом; перо чуть срезанное [ширококонечное] - утолщает линии и нажимы; перо, срезанное наискось (со срезом вправо или влево) усиливает эту возможность. Наконец, перо с косым срезом, расщеплением не посередине и особой формой ребер («готическое») держит максимальный запас чернил и позволяет проводить «ломаные» жирные линии в сочетании с тончайшими волосными, которые достигаются ведением самого острия пера. Писец все время переворачивает это перо, то ставя его на всю ширину среза и сильно нажимая, то переворачивая на острие и ослабляя нажим до минимума».

Ну, насчет поворотов пера мы проявим осторожность и поговорим об этом подробнее попозже, когда будем разбирать конкретные шрифты. Хотя высочайший профессионализм многих каллиграфов Средневековья позволял им творить поистине чудеса.

Кстати, уместно сравнить западноевропейский и арабский опыт заточки перьев. Например, в книге А. Ю. Казиева, посвященной арабской каллиграфии, приведены подробные сведения о различной заточке каламов для разных почерков исламской каллиграфии.

Писец Альдхельм 

Писец Альдхельм. «Прославление Богородицы». Англия, Винчестер или Кентербери, 1-я четверть X в. (Британская библиотека).

6. Кодексы

Средневековый кодекс так же, как и современная книга, составлялся из нескольких тетрадей. Чаще всего тетрадь составлял кватернион - 4 листа, согнутых вдвойне. Это и ныне наиболее распространенная в полиграфии форма печатного листа, складывающегося после фальцевания и обрезки в тетрадь из 16 страниц. В начале и в конце кодексов могли встречаться тетради и по три, по два, даже по 5 двойных листов. Нашей сквозной пагинации не было, но чтобы не перепутать тетради, в конце последней страницы тетради ставили цифру или букву - кустод (от лат. custos -страж). Опять же в полном подобии с сигнатурой и нормой нового времени. В X-XI вв. под последней строкой последней страницы тетради стали писать два-три слова следующей страницы. Это называют рекламой. Потом их стали помещать на каждой оборотной странице. В полиграфии рекламу помещали до конца XVIII в. А в нашей церковнославянской печати мы можем ее встретить и по сей день.

В XIV-XV вв. стали нумеровать листы (сплошная пагинация страниц была введена только Альдом Мануцием в 1499 г.). При этом пересчитали также листы (одинарные!) старых кодексов. По заведенной в средние века традиции и теперь рукописные книги считают по листам, а не страницам. На приведенных в дальнейшем иллюстрациях можно увидеть в правых верхних углах поставленные впоследствии цифры. Верхнюю страницу (с номером) называют recto, оборотную - verso. Эти же термины обозначали стороны свитка. Номер листа только из цифр обозначает recto. Для verso к цифре добавляют либо апостроф (6’), либо буквы vo (6VO), либо просто по-русски пишут оборот (6°6).

Блоги » 31 » 0

Всего комментариев : 0 (оставить свой)

Ваш комментарий
html не поддерживается
Подписаться на комментарии
Похожие материалы

Вас заинтересуют так же следующие новости

  • 14 дек 2020

    Эдвард Джонстон - учитель всех каллиграфов XX века...

    Исполненная, по всей вероятности, писцами из Винчестера, эта Псалтирь написана английской версией каролингского минускула (о котором у нас будет обстоятельный разговор позже). Относительно Псалтири в уже упомянутой книге Джонстон утверждает: «В ней есть все качества письма в превосходной степени, и я считаю ее на фоне всего остального наиболее выдающимся произведением каллиграфии, которое я мог видеть»....

  • 14 дек 2020

    Изучение исторических форм письма определенных периодов...

    Эта фотография сделана в Любеке, городе богатейшей судьбы. Когда-то один из самых западных форпостов славянского расселения, потом ставший столицей знаменитого Ганзейского союза европейских торговых городов, членами которого, к слову, были и северо-западные города Руси. При разделении Германии после Второй мировой войны Любек оказался на самой восточной оконечности ФРГ, у самой границы с ГДР. В оформлении вывески использован наборный шрифт, воспроизводящий позднеготическую фрактуру. Прием, повсеместно используемый на Западе....

  • 14 дек 2020

    Практическая работа каллиграфа...

    Положение рук пишущего при выполнении шрифта по Эдварду Джонстону. Бумага для письма и черновик (справа) положены под тесьму, натянутую резинкой под пюпитром. Левая рука, помещенная на подложенный под нее защитный (от влаги) листок прижимает основной лист к столу с помощью костяшки (или кусочка пласмассы)...

  • 14 дек 2020

    Инструменты и материалы для каллиграфии ширококонечного пера...

    В наше благословенное время иструменты и материалы для каллиграфии можно теперь приобрести в различных салонах для художников. Однако довольно часто наблюдаются перебои с поставкой наиболее ходовых размеров перьев. Правда, пока что всем доступен Интернет, где продается весьма многое....

  • 14 дек 2020

    Перья для каллиграфического письма нового времени...

    Хотя экзотические на сегодняшний день старинные природные инструменты до сих пор с успехом используются мастерами каллиграфии. Но, например, пластмассовые Koh-i-Noor во-первых слишком уж легкие и тонкие, да к тому же их фиксированный по ширине перодержатель часто оказывается неприспособленным под черенки некоторых марок широко используемых перьев. Так что бедным студентам приходится делать под перо вкладыш-уплотнение из разжеванного (!) маленького кусочка бумаги...

  • 14 дек 2020

    Какую бумагу применяют в каллиграфии?...

    Листы пергамена представляют собой особо выделанную кожу животных. Первоначально шкуру помещали в известь, затем очищали от мяса и волос, потом, натянув на специальную раму, счищали скребком остатки мяса и волос, потом сушили, полировали, отбеливали. Если на папирусе, хотя и писали с обеих сторон, но предпочтительной все-таки была сторона verso, то, на пергамене можно было одинаково писать с обеих сторон. Самый лучший материал подобного типа изготавливается из тонко выделанной телячьей кожи или из кожи лайки и называется веленью или веленевой...

  • 14 дек 2020

    Чернила и тушь в каллиграфии...

    Вообще-то тушь и чернила различаются по растворимости пигмента. Если он растворим на уровне молекул (обычно это органические пигменты), то это чернила. Если же это не раствор, а тонкодисперсная взвесь нерастворимого де-факто (чаще минерального) пигмента, то это тушь. Тушь требует периодического взбалтывания или перемешивания, она более светостойка и долговечна. Тушь разводится водой, но в результате может быть смываемой и несмываемой. После работы тушью (как и после работы любым материалом) необходимо тщательно промыть перо теплой водой (а...

  • 14 дек 2020

    Манипуляции ширококонечным пером по Л. И. Проненко...

    Это состояние пера при достаточном количестве краски в тушедержателе и ее хорошей текучести, когда вы нажимаете на один угол пера, а второй едва заметно приподнимаете над поверхностью бумаги, следя за тем, чтобы не разорвать образовываемую борьбой сил натяжения жидкости и сил смачивания «рисующую каплю» (ее-то и называет Л. II. «чернильным клином»)....

  • 14 дек 2020

    Кратко о практических заданиях по каллиграфии...

    Этап освоения конкретного исторического пошиба мы со студентами проходим, как уже сказано в начале, на альбоме миллиметровки, используя китайскую тушь, черную, коричневую или даже синюю английскую (например, очень хорошую Winsor & Newton) или чешскую Koh-1-Noor, или же (в целях экономии) простую русскую черную «Гамму» {тушь, а не чернила, которые по плохой миллиметровке сразу расплываются)....

  • 14 дек 2020

    Каллиграфия - Талант, Ремесло, Искусство...

    СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ. Это фраза далекого уже от нас трагического и героического Времени (так - было, и нечего безумствовать, пытаясь вычеркнуть из памяти целого народа почти столетие его и кровавой, и - славной - истории!) Теперь в «звездах» и героях ходят или безголосые «микрофон-ники» и футбольные рабы, продаваемые и покупаемые за безумные миллионы, или бездарные чиновники, или наглые, хищные и везучие акулы бизнеса....

  • 14 дек 2020

    Письмо Древней Руси и Московии...

    ЕСЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО проследить более чем двухтысячелетнюю историю западноевропейского письма (а она будет показательнее нашей, более короткой, а вследствие петровской реформы - и менее последовательной), то окажется, что в целом рукописные шрифты (по-шибы) на латинской основе распадаются на 2 категории: формальную (официально-формальную),-шрифты тщательно оформленные, каллиграфические, использовавшиеся в...

  • 14 дек 2020

    История возникновения кириллического письма...

    И вот это-то неуловимое интуитивное знание каким-то непостижимым Промыслом еще сохраняется и в душе, и в движении руки новых приходящих поколений. Если становление финикийского алфавита и генетически восходящих к нему греческого и латинского письма заняло несколько веков, и тому есть четкие археологические подтверждения, то возникновение славянской письменности священное и историческое предание относит к середине-второй половине IX в. н. э. и связывает с деятельностью реально существовавших людей - святых равноапостольных Мефодия и Кирилла,...

  • 14 дек 2020

    Миссия Кирилла и Мефодия...

    Сохранилось также сообщение, что в Корсуни Константин обнаружил Евангелие и Псалтирь, написанные некими русскими письменами. В этом же «Паннонском житии» Константина говорится, что с помощью человека, говорившего по-русски, он быстро научился читать эти письмена, так как язык был близок болгаромакедонскому диалекту, которым владел сам Константин. Действительно, сохранились различные свидетельства о существовании у славян некой письменности, возможно, рунической или про-токириллической, или протоглаголической уже в середине IX в....

  • 14 дек 2020

    Несколько слов о глаголице...

    Первоначальная болгарская глаголица (будем придерживаться традиционной теории ее происхождения ) была круглой, поскольку в качестве формообразующих элементов букв использовались круг и производные от него, крест и треугольник. Круглой глаголицей написаны Киевские листки, Зографское Евангелие, Ассеманиево Евангелие, Мариинское Евангелие, Рильские листки (XI в.). Клоцев сборник (XI в.) демонстрирует как бы постепенный переход от круглой к угловатой глаголице. Синайский требник и Синайская Псалтирь, а также чешско-моравские Пражские фрагменты...

  • 14 дек 2020

    Реймсское Евангелие...

    Реймсское Евангелие апаракос - церковнославянская пергаменная рукопись. Первая её часть, содержащая чтения праздничных Евангелий по обряду православной церкви, написана кириллицей -, вторая, содержащая Евангелия, апостольские послания, паремии на праздники по римско-католическому календарю, написана в 1395 г. хорватской глаголицей монахами Эммаусского монастыря, основанного в Праге в 1347 г. для совершения католического богослужения на славянском языке....

  • 14 дек 2020

    История развития русского письма...

    История развития русского письма практически с момента его зарождения - есть развитие кириллицы. В результате тщательного учета фонетического состава старославянского языка кириллица имела все буквы, необходимые для его правильной передачи. Абсолютно пригодным этот алфавит оказался и для передачи позднейшего русского языка. Более чем за 1000 лет в алфавит понадобилось ввести всего лишь две новые буквы: «й» (при реформе 1735 г.) и «ё» (1797 г.). Не нужны русскому языку многобуквенные сочетания....

  • 14 дек 2020

    Остромирово Евангелие год происхождения 1056 — 1057...

    В истории человеческой культуры не раз бывало, что уже зачинатели некоего нового направления искусства или авторы глобального изобретения поднимались до вершинных достижений, подчас остающихся эталонными и по сей день. В полиграфии сразу вспоминается 42-строчная Библия Гутенберга, «Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Торжественное литургическое письмо для богослужебных книг и духовных книг для чтения, несомненно, пришло на Русь...

  • 14 дек 2020

    Старший устав - Каллиграфия Марии Башиловой...

    Специально для этого издания две моих ученицы: Мария Башилова и Анна Переходько согласились переписать мои стихи, вынесенные эпиграфами к каждой главе, описывающей определенный рукописный шрифт. Почти все стихи выполнены пером со срезом 3 мм, как и в прописях. В книге оригиналы, естественно, даются с уменьшением. Но «аппетит приходит во время еды»: Мария Башилова в 2011 - 2012 гг. в качестве завершающей работы в петербургском Институте декоративно-прикладного искусства (ИДПИ*) переписала и оформила все стихотворения цикла и собрала их...

  • 14 дек 2020

    Полуустав...

    С середины XIV века в связи с более широким развитием письменности, вызванным экономическим, политическим и культурным развитием страны, развивается новый тип письма - полуустав. Полуустав, в отличие от устава, внешне менее красив, но буквы написаны достаточно четким и уверенным почерком. Первоначальный полуустав возникает среди писцов, которые были не столько заинтересованы в красоте письма, сколько в его...

Нажимая кнопку авторизации, я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с «Политикой конфиденциальности» этого сайта.

^