Взять онлайн кредит на карту через Интернет » Блоги » Изучение исторических форм письма определенных периодов


Изучение исторических форм письма определенных периодов

В оформлении вывески использован наборный шрифт 

Эта фотография сделана в Любеке, городе богатейшей судьбы. Когда-то один из самых западных форпостов славянского расселения, потом ставший столицей знаменитого Ганзейского союза европейских торговых городов, членами которого, к слову, были и северо-западные города Руси. При разделении Германии после Второй мировой войны Любек оказался на самой восточной оконечности ФРГ, у самой границы с ГДР. В оформлении вывески использован наборный шрифт, воспроизводящий позднеготическую фрактуру. Прием, повсеместно используемый на Западе.

Здесь мы решаем задачи, отличные от таковых в строгом палеографическом опусе.

Нас интересует не скрупулезное изучение исторических форм письма определенных периодов во всем их многообразии с привлечением как можно большего числа классических и современных научных публикаций. По большей части мы берем за основу устоявшиеся в среде теоретиков и практиков шрифтового искусства и практикующих каллиграфов XX - начала XXI в. примеры каллиграфических стилей, последовательно сменявших друг друга в процессе развития западноевропейского и кириллического письма от начала нашей эры до эпохи развитого Возрождения, включая параллельное существование рукописной традиции наряду с возникновением книгопечатания. Наша задача взглянуть на лучшие образцы исторической каллиграфии не с точки зрения архивиста-палеографа, а с точки зрения современного художника-практика, черпающего в по-новому увиденных памятниках старинной культуры действенные стимулы для их оригинального прочтения и как вдохновение к собственному каллиграфическому и шрифтовому творчеству в произведениях графики и дизайна.

И тем не менее придется частично взять свои слова обратно. Некоторый, хотя бы краткий экскурс в палеографические дебри все же будет необходим. Ведь каждый исторический рукописный шрифт (пошиб) несет в себе зримые черты времени, а иногда и места своего появления (особенно это характерно для так называемых « национальных» шрифтов раннего средневековья). И забота не только о том, что применение какого-либо исторического образца одной эпохи для передачи колорита совсем другой может до глубины души шокировать специалиста-ученого. Неискушенный зритель, введенный в заблуждение столь же неискушенным графиком или дизайнером, совершенно спокойно проглотит откровенный «ляп».

Примеров хоть отбавляй.

Смотрим многосерийную костюмированную эпопею «Карл Великий» и видим в оригинальных титрах закономерно использованную адаптацию каролингского минускула. А в русских - заглавные буквы CyrillGot, кириллический вариант версалов, имитирующих зрелую готическую текстуру, отстоящую от эпохи фильма аж на 500-600 лет. Заметим: на Западе чтут свою историю и культуру. Стоит только проехаться по городам и весям Европы и увидеть огромное количество рекламных вывесок и надписей с использованием мотивов античных и средневековых шрифтов. В главе о латинском письме будут представлены некоторые из этих образцов.

И если мы хотим приобщиться, в том числе к чужой исторической письменной культуре, и даже сделать ее как бы частью своей (а именно такую задачу, в частности, ставит эта книга), то азы палеографического исследования необходимо должны присутствовать в нашем издании. Тем более подобное историческое погружение нам необходимо будет совершить в процесс возникновения, становления и развития нашей собственной письменности.

Кириллица Латиница
Как будто грозный Бог
нас хочет всех судить, И по любви его -
нам невозможны скидки.
Раб - верен до конца, -
сквозь бедствия и пытки,
И тщетен край венца,
в котором должно - жить. Логический посыл —
в античном альфабете, Лития на Глагол
славянской немоты;
И ангельский Кирилл -
за всех за нас в ответе,
Царящий страшный мрак -
свидетельство о Свете, А что нам пишет Бог -
понять не в силах ты...
Летейской Памяти забытые Слова
Античной мудрости знакомы издалёка;
Теряется Горация глава,
И языка немая подоплека
Неведома потомкам; но в стихе
И ритмы букв слагаются в молитвы.
Цари и страны проиграли битву,
А зримый слог - раскаянье в грехе.

Блоги » 23 » 0

Всего комментариев : 0 (оставить свой)

Ваш комментарий
html не поддерживается
Подписаться на комментарии
Похожие материалы

Вас заинтересуют так же следующие новости

  • 14 дек 2020

    Lefthanded writers - Замечания для писцов-левшей...

    Взяты перья со срезом 3 мм и 1,5 мм из стандартного набора для правшей (срез чуть скошен так, чтобы перо было удобно держать именно правой рукой, как мы естественно делаем - чуть наклонив ручку вправо....

  • 14 дек 2020

    Эдвард Джонстон - учитель всех каллиграфов XX века...

    Исполненная, по всей вероятности, писцами из Винчестера, эта Псалтирь написана английской версией каролингского минускула (о котором у нас будет обстоятельный разговор позже). Относительно Псалтири в уже упомянутой книге Джонстон утверждает: «В ней есть все качества письма в превосходной степени, и я считаю ее на фоне всего остального наиболее выдающимся произведением каллиграфии, которое я мог видеть»....

  • 14 дек 2020

    Инструменты и материалы для каллиграфического письма...

    Уместно сравнить западноевропейский и арабский опыт заточки перьев. Например, в книге А. Ю. Казиева, посвященной арабской каллиграфии, приведены подробные сведения о различной заточке каламов для разных почерков исламской каллиграфии....

  • 14 дек 2020

    Практическая работа каллиграфа...

    Положение рук пишущего при выполнении шрифта по Эдварду Джонстону. Бумага для письма и черновик (справа) положены под тесьму, натянутую резинкой под пюпитром. Левая рука, помещенная на подложенный под нее защитный (от влаги) листок прижимает основной лист к столу с помощью костяшки (или кусочка пласмассы)...

  • 14 дек 2020

    Инструменты и материалы для каллиграфии ширококонечного пера...

    В наше благословенное время иструменты и материалы для каллиграфии можно теперь приобрести в различных салонах для художников. Однако довольно часто наблюдаются перебои с поставкой наиболее ходовых размеров перьев. Правда, пока что всем доступен Интернет, где продается весьма многое....

  • 14 дек 2020

    Перья для каллиграфического письма нового времени...

    Хотя экзотические на сегодняшний день старинные природные инструменты до сих пор с успехом используются мастерами каллиграфии. Но, например, пластмассовые Koh-i-Noor во-первых слишком уж легкие и тонкие, да к тому же их фиксированный по ширине перодержатель часто оказывается неприспособленным под черенки некоторых марок широко используемых перьев. Так что бедным студентам приходится делать под перо вкладыш-уплотнение из разжеванного (!) маленького кусочка бумаги...

  • 14 дек 2020

    Какую бумагу применяют в каллиграфии?...

    Листы пергамена представляют собой особо выделанную кожу животных. Первоначально шкуру помещали в известь, затем очищали от мяса и волос, потом, натянув на специальную раму, счищали скребком остатки мяса и волос, потом сушили, полировали, отбеливали. Если на папирусе, хотя и писали с обеих сторон, но предпочтительной все-таки была сторона verso, то, на пергамене можно было одинаково писать с обеих сторон. Самый лучший материал подобного типа изготавливается из тонко выделанной телячьей кожи или из кожи лайки и называется веленью или веленевой...

  • 14 дек 2020

    Чернила и тушь в каллиграфии...

    Вообще-то тушь и чернила различаются по растворимости пигмента. Если он растворим на уровне молекул (обычно это органические пигменты), то это чернила. Если же это не раствор, а тонкодисперсная взвесь нерастворимого де-факто (чаще минерального) пигмента, то это тушь. Тушь требует периодического взбалтывания или перемешивания, она более светостойка и долговечна. Тушь разводится водой, но в результате может быть смываемой и несмываемой. После работы тушью (как и после работы любым материалом) необходимо тщательно промыть перо теплой водой (а...

  • 14 дек 2020

    Манипуляции ширококонечным пером по Л. И. Проненко...

    Это состояние пера при достаточном количестве краски в тушедержателе и ее хорошей текучести, когда вы нажимаете на один угол пера, а второй едва заметно приподнимаете над поверхностью бумаги, следя за тем, чтобы не разорвать образовываемую борьбой сил натяжения жидкости и сил смачивания «рисующую каплю» (ее-то и называет Л. II. «чернильным клином»)....

  • 14 дек 2020

    Кратко о практических заданиях по каллиграфии...

    Этап освоения конкретного исторического пошиба мы со студентами проходим, как уже сказано в начале, на альбоме миллиметровки, используя китайскую тушь, черную, коричневую или даже синюю английскую (например, очень хорошую Winsor & Newton) или чешскую Koh-1-Noor, или же (в целях экономии) простую русскую черную «Гамму» {тушь, а не чернила, которые по плохой миллиметровке сразу расплываются)....

  • 14 дек 2020

    Каллиграфия - Талант, Ремесло, Искусство...

    СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ. Это фраза далекого уже от нас трагического и героического Времени (так - было, и нечего безумствовать, пытаясь вычеркнуть из памяти целого народа почти столетие его и кровавой, и - славной - истории!) Теперь в «звездах» и героях ходят или безголосые «микрофон-ники» и футбольные рабы, продаваемые и покупаемые за безумные миллионы, или бездарные чиновники, или наглые, хищные и везучие акулы бизнеса....

  • 14 дек 2020

    Письмо Древней Руси и Московии...

    ЕСЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО проследить более чем двухтысячелетнюю историю западноевропейского письма (а она будет показательнее нашей, более короткой, а вследствие петровской реформы - и менее последовательной), то окажется, что в целом рукописные шрифты (по-шибы) на латинской основе распадаются на 2 категории: формальную (официально-формальную),-шрифты тщательно оформленные, каллиграфические, использовавшиеся в...

  • 14 дек 2020

    История возникновения кириллического письма...

    И вот это-то неуловимое интуитивное знание каким-то непостижимым Промыслом еще сохраняется и в душе, и в движении руки новых приходящих поколений. Если становление финикийского алфавита и генетически восходящих к нему греческого и латинского письма заняло несколько веков, и тому есть четкие археологические подтверждения, то возникновение славянской письменности священное и историческое предание относит к середине-второй половине IX в. н. э. и связывает с деятельностью реально существовавших людей - святых равноапостольных Мефодия и Кирилла,...

  • 14 дек 2020

    Миссия Кирилла и Мефодия...

    Сохранилось также сообщение, что в Корсуни Константин обнаружил Евангелие и Псалтирь, написанные некими русскими письменами. В этом же «Паннонском житии» Константина говорится, что с помощью человека, говорившего по-русски, он быстро научился читать эти письмена, так как язык был близок болгаромакедонскому диалекту, которым владел сам Константин. Действительно, сохранились различные свидетельства о существовании у славян некой письменности, возможно, рунической или про-токириллической, или протоглаголической уже в середине IX в....

  • 14 дек 2020

    Несколько слов о глаголице...

    Первоначальная болгарская глаголица (будем придерживаться традиционной теории ее происхождения ) была круглой, поскольку в качестве формообразующих элементов букв использовались круг и производные от него, крест и треугольник. Круглой глаголицей написаны Киевские листки, Зографское Евангелие, Ассеманиево Евангелие, Мариинское Евангелие, Рильские листки (XI в.). Клоцев сборник (XI в.) демонстрирует как бы постепенный переход от круглой к угловатой глаголице. Синайский требник и Синайская Псалтирь, а также чешско-моравские Пражские фрагменты...

  • 14 дек 2020

    Реймсское Евангелие...

    Реймсское Евангелие апаракос - церковнославянская пергаменная рукопись. Первая её часть, содержащая чтения праздничных Евангелий по обряду православной церкви, написана кириллицей -, вторая, содержащая Евангелия, апостольские послания, паремии на праздники по римско-католическому календарю, написана в 1395 г. хорватской глаголицей монахами Эммаусского монастыря, основанного в Праге в 1347 г. для совершения католического богослужения на славянском языке....

  • 14 дек 2020

    История развития русского письма...

    История развития русского письма практически с момента его зарождения - есть развитие кириллицы. В результате тщательного учета фонетического состава старославянского языка кириллица имела все буквы, необходимые для его правильной передачи. Абсолютно пригодным этот алфавит оказался и для передачи позднейшего русского языка. Более чем за 1000 лет в алфавит понадобилось ввести всего лишь две новые буквы: «й» (при реформе 1735 г.) и «ё» (1797 г.). Не нужны русскому языку многобуквенные сочетания....

  • 14 дек 2020

    Остромирово Евангелие год происхождения 1056 — 1057...

    В истории человеческой культуры не раз бывало, что уже зачинатели некоего нового направления искусства или авторы глобального изобретения поднимались до вершинных достижений, подчас остающихся эталонными и по сей день. В полиграфии сразу вспоминается 42-строчная Библия Гутенберга, «Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Торжественное литургическое письмо для богослужебных книг и духовных книг для чтения, несомненно, пришло на Русь...

  • 14 дек 2020

    Старший устав - Каллиграфия Марии Башиловой...

    Специально для этого издания две моих ученицы: Мария Башилова и Анна Переходько согласились переписать мои стихи, вынесенные эпиграфами к каждой главе, описывающей определенный рукописный шрифт. Почти все стихи выполнены пером со срезом 3 мм, как и в прописях. В книге оригиналы, естественно, даются с уменьшением. Но «аппетит приходит во время еды»: Мария Башилова в 2011 - 2012 гг. в качестве завершающей работы в петербургском Институте декоративно-прикладного искусства (ИДПИ*) переписала и оформила все стихотворения цикла и собрала их...

  • 14 дек 2020

    Полуустав...

    С середины XIV века в связи с более широким развитием письменности, вызванным экономическим, политическим и культурным развитием страны, развивается новый тип письма - полуустав. Полуустав, в отличие от устава, внешне менее красив, но буквы написаны достаточно четким и уверенным почерком. Первоначальный полуустав возникает среди писцов, которые были не столько заинтересованы в красоте письма, сколько в его...

Нажимая кнопку авторизации, я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с «Политикой конфиденциальности» этого сайта.

^