Взять онлайн кредит на карту через Интернет » Блоги » Эдвард Джонстон - учитель всех каллиграфов XX века


Эдвард Джонстон - учитель всех каллиграфов XX века

Эдвард Джонстон 

А теперь несколько слов о великом учителе всех каллиграфов XX в. Эдварде Джонстоне (1872-1944). В конце XIX в. под воздействием движения «Искусство и ремесло» в Англии среди художников и ремесленников появилась целая новая философия. Ее основой было то, что подлинная правда произведений искусства достигается только через правильное взаимодействие инструмента и материала. Студент медицины (!) Эдвард Джонстон охотно воспринял эту идею и начал около 1897 г. экспериментировать над писанием букв с помощью ширококонечного пера. В 1899 г. его работы привлекли внимание главы Центральной школы искусства и ремесла в Лондоне, который пригласил его вести класс каллиграфии и оформления. Оставив профессию врача, Джонстон стал преподавать каллиграфию ширококонечного пера. В 1901 г. Джонстон уже начал читать лекции в Королевском колледже искусств в Лондоне. Чуть позднее Джонстон изложил основы своего метода в двух книгах, основная из которых «Writing and Illuminating and Lettering».

Одним из основных источников джонстоновского базового, или фундаментального рукописного шрифта (ллкъ. Рамси Псалтирь (или Псалтирь Освальда), относящаяся к концу X в. Исполненная, по всей вероятности, писцами из Винчестера, эта Псалтирь написана английской версией каролингского минускула (о котором у нас будет обстоятельный разговор позже). Относительно Псалтири в уже упомянутой книге Джонстон утверждает: «В ней есть все качества письма в превосходной степени, и я считаю ее на фоне всего остального наиболее выдающимся произведением каллиграфии, которое я мог видеть».

Шрифт Эдварда Джонстона для престижных рукописных работ

В 1909 г. совместно со своим учеником Эриком Гиллом Джонстон выпустил серию учебных листов-прописей, на которых он предлагает свой фундаментальный шрифт как наиболее подходящий и для престижных рукописных работ, и для развития на основе его других, самостоятельных форм письма. На своих листах-прописях Джонстон модифицирует шрифт Рамси Псалтири, делая его более светлым и вытянутым по вертикали и включает в него свои характерные остроглавые засечки.

Одной из сверхзадач Джонстон считал соединение живости и непринужденности исполнения отдельных букв с отточенной красотой почерка в целом. В своей уже упомянутой фундаментальной книге, опубликованной в 1906 г., он отстаивает преимущество букв, написанных «косо», срезом под углом к линии письма поставленным пером (как в Рамси Псалтири) перед буквами, исполненными «прямо», горизонтально своим срезом поставленным пером (как в новом унциале или полуунциале). Джонстон считал, что написанные широко-конечным пером, повернутым под углом 30°, буквы обладают большей устойчивостью и четкостью и имеют более равномерно распределенную зрительную тяжесть. Как мы увидим в ходе нашего экскурса, подобные научные вопросы далеко не всегда интересовали создателей различных письменных школ. Тому примером огромное разнообразие письменных форм, созданных европейскими народами всего-то за полтора тысячелетия, используя практически один и тот же пишущий инструмент.

Обратите внимание!

Наиболее заметным отличием джонстоновских букв от каролингского минускула являются его «остроглавые» засечки на верхних выносных элементах.

Вместо нажимных штрихов, используемых для утяжеления засечки, считая их неестественными, он отстаивает использование остроконечных, полученных простым движением пера поперек основного штриха.

По ходу публикаций материалов, мы будем знакомиться и с новым унциалом, и с полуунциалом, и, конечно с каролингским минускулом. Но, как и, в свое время, Виллу Карловича Тоотса, что-то удерживает меня от слепого подражания всем пособиям по каллиграфии, непременно включающим в себя рассмотрение, во многом все-таки искусственного джонстоновского детища - его знаменитого «фундаментального» или «базового» письма.

Этот цикл статей будет посвящен анализу исторических почерков Древней Руси и Западной Европы, возникавших в ходе естественной эволюции письма ширококонечным пером от эпохи Древнего Рима до конца XVII в. Не надо говорить о том, что изучение истории письменности имеет большое общекультурологическое значение, поскольку любая древняя письменность - это «запечатленное Слово Божее» и в прямом, и в переносном смысле - данная Богом человеку речь (атеисты с успехом заменяют Бога словом Природа) и запись Речей Бога (первоначально, - богов). 

Обе господствующие европейские письменности - латиница и кириллица - имеют общий культурный корень в греческом (которое осталось узко национальным и научным), первом полноценном вокализованном алфавитном письме. Однако еще до принятия где-то в конце IX века (предположительно, в Преславской книжной школе болгарского царя Симеона Великого учеником Первоучителя Мефодия Константином Преславским) за образец кириллической графики греческого литургического унциала латиница уже прошла длинный путь развития до зрелого каролингского минускула и разделения на слова. Эта история для славянского письма осталась «за кадром». «За кадром» было и параллельное уже кириллице развитие каролингского минускула в раннеготический, зрелые готические, а потом и ренессансные пошибы.

Как подобно этому «за кадром» для латиницы осталась эволюция славянской письменности от устава до гражданского шрифта петровской эпохи. И хотя, как говорят, история не терпит сослагательного наклонения, в век компьютерного моделирования заманчиво проследить виртуальную «историю» римской, позднеримской и средневековой кириллицы, опираясь на латинские пошибы соответствующих времен и стилей. То есть дать кириллическую адаптацию исторических почерков, существовавших реально только в латинском варианте.

Этим давно уже серьезно интересуются художники на Украине и в Беларуси, это часто практиковали в советское время мастера Прибалтики. И если для традиционных наборных шрифтов антиквенного, гротескового и брускового типа методы адаптации давно и четко определены, то в случае старинных пошибов, особенно средневековых и реминисцирующих к ним шрифтов викторианских и эпохи модерна все не так однозначно. Часто слишком вольно и грубо попираются тонкие закономерности а) письма ширококонеч ным пером и б) почти неуловимое и необъяснимое «влоб» ощущение «русскости» построения букв. Здесь в своих русификациях, подчас спотыкаются и крупнейшие мастера. Не скрою, и мои варианты кириллизации, скорее всего, могут кого-то не устроить.

Но «аппетит приходит во время еды», а потому постараемся провести и обратные аналогии: в конце концов, все наборные шрифты, имитирующие полуустав и вязь, но не рассчитанные на церковнославянский набор, имеют в своем составе латиницу. Так что и я предлагаю латинскую адаптацию уставов, полуустава, вязей и скорописи. В конце концов, «обменяемся опытом», почувствуем себя в общем культурном пространстве европейской письменности, европейской христианской цивилизации. Когда так модны разговоры о всеобщей толерантности, попробуем применить ее на деле.

Амбиции церковных иерархов IX в. породили схизму Фотия. Между прочим, именно Фотий посылал Кирилла и Мефодия на каноническую территорию своего соперника, римского папы Николая I. А первоучители поехали рукополагать учеников в Рим, где в этот момент, на их счастье, сменился первосвященник. Амбиции церковных иерархов в XI в. породили разделение церквей. Но еще в XII в. русские паломники на Святую Землю описывают вполне вменяемого и толерантного иерусалимского короля-крестоносца Балдуина, оказавшего им самый радушный прием. И только трагический IV крестовый поход поставил окончательную кровавую точку на нормальном общении восточных и западных христиан. Приди в этот момент Христос - он или сам бы себя распял с горя, или уж во всей своей силе и власти испепелил бы всю эту нечисть - и алчных венецианских купцов, и хищных крестоносцев, и предателей-византийцев...

Итак. Все прослеживаемые в материалах исторические пошибы и их модернизированные версии даются в двух вариантах: кириллическом и латинском для древнерусских и латинском и кириллическом для западноевропейских.

Блоги » 61 » 0

Всего комментариев : 0 (оставить свой)

Ваш комментарий
html не поддерживается
Подписаться на комментарии
Похожие материалы

Вас заинтересуют так же следующие новости

  • 20 июн 2019

    Каллиграфия для начинающих - письмо пером...

    Очень древнее использование жидких чернил зафиксировано в протоиндийской культуре Хараппы конца III - начала II тыс. до нашей эры находкой глиняной чернильницы. В долине Инда писали чернилами, скорее всего, как и много позже, на пальмовых листьях или на деревянных дощечках. Естественно, памятники письма на подобных материалах в том климате не могли до нас дойти, и протоиндийское письмо мы знаем почти исключительно по печатям и редким граффити....

  • 20 июн 2019

    Lefthanded writers - Замечания для писцов-левшей...

    Взяты перья со срезом 3 мм и 1,5 мм из стандартного набора для правшей (срез чуть скошен так, чтобы перо было удобно держать именно правой рукой, как мы естественно делаем - чуть наклонив ручку вправо....

  • 20 июн 2019

    Изучение исторических форм письма определенных периодов...

    Эта фотография сделана в Любеке, городе богатейшей судьбы. Когда-то один из самых западных форпостов славянского расселения, потом ставший столицей знаменитого Ганзейского союза европейских торговых городов, членами которого, к слову, были и северо-западные города Руси. При разделении Германии после Второй мировой войны Любек оказался на самой восточной оконечности ФРГ, у самой границы с ГДР. В оформлении вывески использован наборный шрифт, воспроизводящий позднеготическую фрактуру. Прием, повсеместно используемый на Западе....

  • 20 июн 2019

    Инструменты и материалы для каллиграфического письма...

    Уместно сравнить западноевропейский и арабский опыт заточки перьев. Например, в книге А. Ю. Казиева, посвященной арабской каллиграфии, приведены подробные сведения о различной заточке каламов для разных почерков исламской каллиграфии....

  • 20 июн 2019

    Практическая работа каллиграфа...

    Положение рук пишущего при выполнении шрифта по Эдварду Джонстону. Бумага для письма и черновик (справа) положены под тесьму, натянутую резинкой под пюпитром. Левая рука, помещенная на подложенный под нее защитный (от влаги) листок прижимает основной лист к столу с помощью костяшки (или кусочка пласмассы)...

  • 20 июн 2019

    Инструменты и материалы для каллиграфии ширококонечного пера...

    В наше благословенное время иструменты и материалы для каллиграфии можно теперь приобрести в различных салонах для художников. Однако довольно часто наблюдаются перебои с поставкой наиболее ходовых размеров перьев. Правда, пока что всем доступен Интернет, где продается весьма многое....

  • 20 июн 2019

    Перья для каллиграфического письма нового времени...

    Хотя экзотические на сегодняшний день старинные природные инструменты до сих пор с успехом используются мастерами каллиграфии. Но, например, пластмассовые Koh-i-Noor во-первых слишком уж легкие и тонкие, да к тому же их фиксированный по ширине перодержатель часто оказывается неприспособленным под черенки некоторых марок широко используемых перьев. Так что бедным студентам приходится делать под перо вкладыш-уплотнение из разжеванного (!) маленького кусочка бумаги...

  • 20 июн 2019

    Какую бумагу применяют в каллиграфии?...

    Листы пергамена представляют собой особо выделанную кожу животных. Первоначально шкуру помещали в известь, затем очищали от мяса и волос, потом, натянув на специальную раму, счищали скребком остатки мяса и волос, потом сушили, полировали, отбеливали. Если на папирусе, хотя и писали с обеих сторон, но предпочтительной все-таки была сторона verso, то, на пергамене можно было одинаково писать с обеих сторон. Самый лучший материал подобного типа изготавливается из тонко выделанной телячьей кожи или из кожи лайки и называется веленью или веленевой...

  • 20 июн 2019

    Чернила и тушь в каллиграфии...

    Вообще-то тушь и чернила различаются по растворимости пигмента. Если он растворим на уровне молекул (обычно это органические пигменты), то это чернила. Если же это не раствор, а тонкодисперсная взвесь нерастворимого де-факто (чаще минерального) пигмента, то это тушь. Тушь требует периодического взбалтывания или перемешивания, она более светостойка и долговечна. Тушь разводится водой, но в результате может быть смываемой и несмываемой. После работы тушью (как и после работы любым материалом) необходимо тщательно промыть перо теплой водой (а...

  • 20 июн 2019

    Манипуляции ширококонечным пером по Л. И. Проненко...

    Это состояние пера при достаточном количестве краски в тушедержателе и ее хорошей текучести, когда вы нажимаете на один угол пера, а второй едва заметно приподнимаете над поверхностью бумаги, следя за тем, чтобы не разорвать образовываемую борьбой сил натяжения жидкости и сил смачивания «рисующую каплю» (ее-то и называет Л. II. «чернильным клином»)....

  • 20 июн 2019

    Кратко о практических заданиях по каллиграфии...

    Этап освоения конкретного исторического пошиба мы со студентами проходим, как уже сказано в начале, на альбоме миллиметровки, используя китайскую тушь, черную, коричневую или даже синюю английскую (например, очень хорошую Winsor & Newton) или чешскую Koh-1-Noor, или же (в целях экономии) простую русскую черную «Гамму» {тушь, а не чернила, которые по плохой миллиметровке сразу расплываются)....

  • 20 июн 2019

    Каллиграфия - Талант, Ремесло, Искусство...

    СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ. Это фраза далекого уже от нас трагического и героического Времени (так - было, и нечего безумствовать, пытаясь вычеркнуть из памяти целого народа почти столетие его и кровавой, и - славной - истории!) Теперь в «звездах» и героях ходят или безголосые «микрофон-ники» и футбольные рабы, продаваемые и покупаемые за безумные миллионы, или бездарные чиновники, или наглые, хищные и везучие акулы бизнеса....

  • 20 июн 2019

    Письмо Древней Руси и Московии...

    ЕСЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО проследить более чем двухтысячелетнюю историю западноевропейского письма (а она будет показательнее нашей, более короткой, а вследствие петровской реформы - и менее последовательной), то окажется, что в целом рукописные шрифты (по-шибы) на латинской основе распадаются на 2 категории: формальную (официально-формальную),-шрифты тщательно оформленные, каллиграфические, использовавшиеся в...

  • 20 июн 2019

    История возникновения кириллического письма...

    И вот это-то неуловимое интуитивное знание каким-то непостижимым Промыслом еще сохраняется и в душе, и в движении руки новых приходящих поколений. Если становление финикийского алфавита и генетически восходящих к нему греческого и латинского письма заняло несколько веков, и тому есть четкие археологические подтверждения, то возникновение славянской письменности священное и историческое предание относит к середине-второй половине IX в. н. э. и связывает с деятельностью реально существовавших людей - святых равноапостольных Мефодия и Кирилла,...

  • 20 июн 2019

    Миссия Кирилла и Мефодия...

    Сохранилось также сообщение, что в Корсуни Константин обнаружил Евангелие и Псалтирь, написанные некими русскими письменами. В этом же «Паннонском житии» Константина говорится, что с помощью человека, говорившего по-русски, он быстро научился читать эти письмена, так как язык был близок болгаромакедонскому диалекту, которым владел сам Константин. Действительно, сохранились различные свидетельства о существовании у славян некой письменности, возможно, рунической или про-токириллической, или протоглаголической уже в середине IX в....

  • 20 июн 2019

    Несколько слов о глаголице...

    Первоначальная болгарская глаголица (будем придерживаться традиционной теории ее происхождения ) была круглой, поскольку в качестве формообразующих элементов букв использовались круг и производные от него, крест и треугольник. Круглой глаголицей написаны Киевские листки, Зографское Евангелие, Ассеманиево Евангелие, Мариинское Евангелие, Рильские листки (XI в.). Клоцев сборник (XI в.) демонстрирует как бы постепенный переход от круглой к угловатой глаголице. Синайский требник и Синайская Псалтирь, а также чешско-моравские Пражские фрагменты...

  • 20 июн 2019

    Реймсское Евангелие...

    Реймсское Евангелие апаракос - церковнославянская пергаменная рукопись. Первая её часть, содержащая чтения праздничных Евангелий по обряду православной церкви, написана кириллицей -, вторая, содержащая Евангелия, апостольские послания, паремии на праздники по римско-католическому календарю, написана в 1395 г. хорватской глаголицей монахами Эммаусского монастыря, основанного в Праге в 1347 г. для совершения католического богослужения на славянском языке....

  • 20 июн 2019

    История развития русского письма...

    История развития русского письма практически с момента его зарождения - есть развитие кириллицы. В результате тщательного учета фонетического состава старославянского языка кириллица имела все буквы, необходимые для его правильной передачи. Абсолютно пригодным этот алфавит оказался и для передачи позднейшего русского языка. Более чем за 1000 лет в алфавит понадобилось ввести всего лишь две новые буквы: «й» (при реформе 1735 г.) и «ё» (1797 г.). Не нужны русскому языку многобуквенные сочетания....

  • 20 июн 2019

    Остромирово Евангелие год происхождения 1056 — 1057...

    В истории человеческой культуры не раз бывало, что уже зачинатели некоего нового направления искусства или авторы глобального изобретения поднимались до вершинных достижений, подчас остающихся эталонными и по сей день. В полиграфии сразу вспоминается 42-строчная Библия Гутенберга, «Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Торжественное литургическое письмо для богослужебных книг и духовных книг для чтения, несомненно, пришло на Русь...

  • 20 июн 2019

    Старший устав - Каллиграфия Марии Башиловой...

    Специально для этого издания две моих ученицы: Мария Башилова и Анна Переходько согласились переписать мои стихи, вынесенные эпиграфами к каждой главе, описывающей определенный рукописный шрифт. Почти все стихи выполнены пером со срезом 3 мм, как и в прописях. В книге оригиналы, естественно, даются с уменьшением. Но «аппетит приходит во время еды»: Мария Башилова в 2011 - 2012 гг. в качестве завершающей работы в петербургском Институте декоративно-прикладного искусства (ИДПИ*) переписала и оформила все стихотворения цикла и собрала их...

  • 20 июн 2019

    Полуустав...

    С середины XIV века в связи с более широким развитием письменности, вызванным экономическим, политическим и культурным развитием страны, развивается новый тип письма - полуустав. Полуустав, в отличие от устава, внешне менее красив, но буквы написаны достаточно четким и уверенным почерком. Первоначальный полуустав возникает среди писцов, которые были не столько заинтересованы в красоте письма, сколько в его...

Нажимая кнопку авторизации, я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с «Политикой конфиденциальности» этого сайта.

^