Взять онлайн кредит на карту через Интернет » Блоги » Lefthanded writers - Замечания для писцов-левшей


Lefthanded writers - Замечания для писцов-левшей

Lefthanded writers - Замечания для писцов-левшей 

Иллюстрация из учебного пособия по каллиграфии, США. Замечания для писцов-левшей. Каллиграфия Джор-джианны Гринвуд.

Взяты перья со срезом 3 мм и 1,5 мм из стандартного набора для правшей (срез чуть скошен так, чтобы перо было удобно держать именно правой рукой, как мы естественно делаем - чуть наклонив ручку вправо. Забегая вперед, сразу предлагаю собственноручно убедиться, что пером с чуть скошенным срезом удобнее вести прямые вертикали с углом пера к строке 0°, а пером с чисто перпендикулярно к его длине срезанным кончиком удобнее вести прямые вертикали с пером, поставленным срезом под явным углом к линии письма. Первый случай называют «прямое перо», второй - «наклонное», или «косое перо».

Впоследствии мы увидим, как смена моды на заточку и манеру держать перо будет стимулировать процесс создания новых пошибов.

Алгоритм письма для левшей отличается от принятого для традиционного правши. Приводим способы письма для левши из американского пособия по каллиграфии, которое мудрые янки бесплатно раздавали студентам-графикам Киевской Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры в 90-е годы.

левша письмо пером 

Типичный приём письма для левши. Выше приведена фотография студентки-левши, пишущей ширококонечным пером с прямым (перпендикулярно длине пера) срезом. Левше необходимо или стандартное перо с прямым срезом, или специально изготовленное перо для левшей с левым срезом (подобную заточку наши предки применяли для старинной крюковой нотной записи).

Обратите внимание!

Во всем цивилизованном мире эти перья нынче, естественно, продаются, кроме России.

Между прочим: и все-то перья, продаваемые в Питере различными магазинами для художников, сделаны не здесь и привозятся из-за границы. На типичных перьях Таре* (шучу, что их производят в Чечне: тэйп = клан) клеймо английской фирмы. Однако перья все разные: у иных срез не совсем прямой, а углом к расщепу, так что контакт с бумагой неровный, потому перо плохо пишет. В этом случае срез надо сточить на оселке или шкурке номер 1. Затем обязательно чуть скруглить внешние уголки, а потом, повернув перо на шкурку или оселок внешней стороной, поставить его под углом примерно 50-55° с наклоном именно на внешнюю сторону пера и сточить получившуюся толщину. В завершение - чуть покачать перо взад-вперед на шкурке-нулевке, чтобы немного скруглить полученное «лезвие пера».

Вообще-то так рекомендуется подтачивать всякое перо. Еще раз, и более подробно, об этом -в следующей главе. Далее. Великий основатель современной каллиграфии ширококонечного пера Эдвард Джонстон (о нем чуть позже) рекомендовал писать перьями, непременно помещая бумагу на пюпитр. Это то же, что писать на конторке с наклонной верхней доской или использовать некое подобие аналоя, как в изображениях средневековых писцов. Подобный прием идеален, поскольку обеспечивает правильное стекание туши, гуаши или чернил с пера не столько с помощью силы тяжести, сколько вследствие капиллярных сил, «тянущих» тушь к бумаге. На кончике пера, при письме на пюпитре стоящего под меньшим углом к горизонту, нежели при письме на простом столе, не образуется характерная капля, утолщающая и огрубляющая штрих, особенно первый. Однако большая часть классов-аудиторий, в которых занимаются наши студенты (а именно они, будущие художники и дизайнеры, и составляют наибольший контингент моих учеников), такими пюпитрами не оборудована. Парты, на которых мы когда-то учились писать, остались только в старом кино. Посему - пишем на горизонтальной поверхности простого стола. И именно так сделаны прописи этой книги, чтобы максимально приблизить образец к условиям исполнения упражнений реальными (чуть ленивыми) учениками, а не только истинными «рыцарями каллиграфии», которым, конечно, честь и хвала.

Можно, правда, вспомнить канонические миниатюры из старинных манускриптов, изображающих евангелистов, пишущих вообще на хартии, помещенной на проспере, специальной доске, помещавшейся на колене ноги, поставленной на скамеечку и служившей в качестве опоры для писчего материала. Так писали в античности и раннем средневековье, но, скорее, на восковой дощечке металлическим стилем (стилусом).

Оговорюсь, что достаточно внимательные и вдумчивые студенты легко находят замену пюпитру, помещая на колени небольшой планшет, который под углом опирают на стол. Обязательные и прилежные студенты, кроме того, следуют и другому правилу - не макать перо в чернильницу, а заправлять тушь остроконечным пером или кисточкой под тушедержатель (очень позднее, кстати, изобретение!), смачивая также и внутреннюю поверхность пера у среза. В этом контексте логичнее перья с тушедержателем снизу. Так, в частности, делают тушедержатель из полоски жести в достаточно массивное тростниковое перо. По Виллу Карловичу Тоотсу, «тушедержатель изготовляется из жестяной полоски шириной в 2 мм и длиной в 40 мм и вставляется с 1,5 мм отступом от кончика пера». На изображении готовых перьев с тушедержателями в продольном разрезе правильное положение показано на верхнем примере. Но в очень узкое перо нижний тушедержатель не поместить, и его надевают сверху.

В старину никаких тушедержателей не было. Наши писцы закрывали чернильницу сеточкой и часто-часто касались ее кончиком пера, чтобы набрать проступавшие чернила. Гусиное перо брали не как в кино и на картинках — во всей своей «бородатой» красе, а подвергали варварскому «брадо-бритию», убирая все тяжелые и лишние для письма «красоты».

При изготовлений примеров-прописей я также, следуя идее приближения к реальности, совершенно варварски, с точки зрения мэтров, просто макал перо в крышечку от флакона обычной русской туши «Гамма». В крышечку было наливаемо ровно столько туши, чтобы при вертикальном погружении тушь наполняла почти весь тушедержатель. После этого я встряхивал ручку (крышечка предусмотрительно помещена на бумажную тарелочку из-под пирожков, продаваемых в факультетском буфете СПбГУ; те же тарелочки за копейки продают в любом продуктовом магазине). Встряхивание оставляет ровно то количество туши в тушедержателе, которое обеспечивает оптимальное написание 3-4 букв наиболее «ходовым» пером со срезом 3 мм.

На самом деле Каллиграфия - Занятие Сакральное. Поэтому, приступая к серьезным занятиям ею, надо постараться навсегда забыть о сумасшедшей реальности нашего современного бытия, сотворить мысленно или вслух молитву перед началом всякого дела (для верующих и сочувствующих), совершить вводную медитацию (для адептов или также сочувствующих) или же просто успокоиться и сосредоточиться своими силами (для всех вольноопределяющихся). 

Конечно же, необходимо сразу использовать либо пюпитр под углом 40-45°, либо положить на колени планшет. Бумага прижимается к планшету или пюпитру толстой тесьмой, натянутой резинкой на оборотную сторону доски. Пишут первую строку, поместив бумагу в самое удобное для глаза, руки и тела положение. После каждой строки бумагу перемещают вверх ровно на строчку, сохраняя для себя оптимальное положение. Не макать перо в тушь (первая буква будет более жирная) и заправлять тушь в тушедержатель сторонним инструментом.

Блоги » 55 » 0

Всего комментариев : 0 (оставить свой)

Ваш комментарий
html не поддерживается
Подписаться на комментарии
Похожие материалы

Вас заинтересуют так же следующие новости

  • 09 июн 2019

    Правильная посадка гребца на надувной лодке, подготовка лодки и укладка груза...

    При распашной гребле гребцы сидят на банке, имеющей высоту несколько ниже бортов, а при каноистской устраиваются по бортам, повернув ноги внутрь лодки. На больших лодках с диаметром баллонов 0,5 м и выше боковым гребцам удобнее сидеть «верхом» на баллоне...

  • 09 июн 2019

    Каллиграфия для начинающих - письмо пером...

    Очень древнее использование жидких чернил зафиксировано в протоиндийской культуре Хараппы конца III - начала II тыс. до нашей эры находкой глиняной чернильницы. В долине Инда писали чернилами, скорее всего, как и много позже, на пальмовых листьях или на деревянных дощечках. Естественно, памятники письма на подобных материалах в том климате не могли до нас дойти, и протоиндийское письмо мы знаем почти исключительно по печатям и редким граффити....

  • 09 июн 2019

    Эдвард Джонстон - учитель всех каллиграфов XX века...

    Исполненная, по всей вероятности, писцами из Винчестера, эта Псалтирь написана английской версией каролингского минускула (о котором у нас будет обстоятельный разговор позже). Относительно Псалтири в уже упомянутой книге Джонстон утверждает: «В ней есть все качества письма в превосходной степени, и я считаю ее на фоне всего остального наиболее выдающимся произведением каллиграфии, которое я мог видеть»....

  • 09 июн 2019

    Изучение исторических форм письма определенных периодов...

    Эта фотография сделана в Любеке, городе богатейшей судьбы. Когда-то один из самых западных форпостов славянского расселения, потом ставший столицей знаменитого Ганзейского союза европейских торговых городов, членами которого, к слову, были и северо-западные города Руси. При разделении Германии после Второй мировой войны Любек оказался на самой восточной оконечности ФРГ, у самой границы с ГДР. В оформлении вывески использован наборный шрифт, воспроизводящий позднеготическую фрактуру. Прием, повсеместно используемый на Западе....

  • 09 июн 2019

    Инструменты и материалы для каллиграфического письма...

    Уместно сравнить западноевропейский и арабский опыт заточки перьев. Например, в книге А. Ю. Казиева, посвященной арабской каллиграфии, приведены подробные сведения о различной заточке каламов для разных почерков исламской каллиграфии....

  • 09 июн 2019

    Практическая работа каллиграфа...

    Положение рук пишущего при выполнении шрифта по Эдварду Джонстону. Бумага для письма и черновик (справа) положены под тесьму, натянутую резинкой под пюпитром. Левая рука, помещенная на подложенный под нее защитный (от влаги) листок прижимает основной лист к столу с помощью костяшки (или кусочка пласмассы)...

  • 09 июн 2019

    Инструменты и материалы для каллиграфии ширококонечного пера...

    В наше благословенное время иструменты и материалы для каллиграфии можно теперь приобрести в различных салонах для художников. Однако довольно часто наблюдаются перебои с поставкой наиболее ходовых размеров перьев. Правда, пока что всем доступен Интернет, где продается весьма многое....

  • 09 июн 2019

    Перья для каллиграфического письма нового времени...

    Хотя экзотические на сегодняшний день старинные природные инструменты до сих пор с успехом используются мастерами каллиграфии. Но, например, пластмассовые Koh-i-Noor во-первых слишком уж легкие и тонкие, да к тому же их фиксированный по ширине перодержатель часто оказывается неприспособленным под черенки некоторых марок широко используемых перьев. Так что бедным студентам приходится делать под перо вкладыш-уплотнение из разжеванного (!) маленького кусочка бумаги...

  • 09 июн 2019

    Какую бумагу применяют в каллиграфии?...

    Листы пергамена представляют собой особо выделанную кожу животных. Первоначально шкуру помещали в известь, затем очищали от мяса и волос, потом, натянув на специальную раму, счищали скребком остатки мяса и волос, потом сушили, полировали, отбеливали. Если на папирусе, хотя и писали с обеих сторон, но предпочтительной все-таки была сторона verso, то, на пергамене можно было одинаково писать с обеих сторон. Самый лучший материал подобного типа изготавливается из тонко выделанной телячьей кожи или из кожи лайки и называется веленью или веленевой...

  • 09 июн 2019

    Чернила и тушь в каллиграфии...

    Вообще-то тушь и чернила различаются по растворимости пигмента. Если он растворим на уровне молекул (обычно это органические пигменты), то это чернила. Если же это не раствор, а тонкодисперсная взвесь нерастворимого де-факто (чаще минерального) пигмента, то это тушь. Тушь требует периодического взбалтывания или перемешивания, она более светостойка и долговечна. Тушь разводится водой, но в результате может быть смываемой и несмываемой. После работы тушью (как и после работы любым материалом) необходимо тщательно промыть перо теплой водой (а...

  • 09 июн 2019

    Манипуляции ширококонечным пером по Л. И. Проненко...

    Это состояние пера при достаточном количестве краски в тушедержателе и ее хорошей текучести, когда вы нажимаете на один угол пера, а второй едва заметно приподнимаете над поверхностью бумаги, следя за тем, чтобы не разорвать образовываемую борьбой сил натяжения жидкости и сил смачивания «рисующую каплю» (ее-то и называет Л. II. «чернильным клином»)....

  • 09 июн 2019

    Кратко о практических заданиях по каллиграфии...

    Этап освоения конкретного исторического пошиба мы со студентами проходим, как уже сказано в начале, на альбоме миллиметровки, используя китайскую тушь, черную, коричневую или даже синюю английскую (например, очень хорошую Winsor & Newton) или чешскую Koh-1-Noor, или же (в целях экономии) простую русскую черную «Гамму» {тушь, а не чернила, которые по плохой миллиметровке сразу расплываются)....

  • 09 июн 2019

    Каллиграфия - Талант, Ремесло, Искусство...

    СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ. Это фраза далекого уже от нас трагического и героического Времени (так - было, и нечего безумствовать, пытаясь вычеркнуть из памяти целого народа почти столетие его и кровавой, и - славной - истории!) Теперь в «звездах» и героях ходят или безголосые «микрофон-ники» и футбольные рабы, продаваемые и покупаемые за безумные миллионы, или бездарные чиновники, или наглые, хищные и везучие акулы бизнеса....

  • 09 июн 2019

    Письмо Древней Руси и Московии...

    ЕСЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО проследить более чем двухтысячелетнюю историю западноевропейского письма (а она будет показательнее нашей, более короткой, а вследствие петровской реформы - и менее последовательной), то окажется, что в целом рукописные шрифты (по-шибы) на латинской основе распадаются на 2 категории: формальную (официально-формальную),-шрифты тщательно оформленные, каллиграфические, использовавшиеся в...

  • 09 июн 2019

    История возникновения кириллического письма...

    И вот это-то неуловимое интуитивное знание каким-то непостижимым Промыслом еще сохраняется и в душе, и в движении руки новых приходящих поколений. Если становление финикийского алфавита и генетически восходящих к нему греческого и латинского письма заняло несколько веков, и тому есть четкие археологические подтверждения, то возникновение славянской письменности священное и историческое предание относит к середине-второй половине IX в. н. э. и связывает с деятельностью реально существовавших людей - святых равноапостольных Мефодия и Кирилла,...

  • 09 июн 2019

    Миссия Кирилла и Мефодия...

    Сохранилось также сообщение, что в Корсуни Константин обнаружил Евангелие и Псалтирь, написанные некими русскими письменами. В этом же «Паннонском житии» Константина говорится, что с помощью человека, говорившего по-русски, он быстро научился читать эти письмена, так как язык был близок болгаромакедонскому диалекту, которым владел сам Константин. Действительно, сохранились различные свидетельства о существовании у славян некой письменности, возможно, рунической или про-токириллической, или протоглаголической уже в середине IX в....

  • 09 июн 2019

    Несколько слов о глаголице...

    Первоначальная болгарская глаголица (будем придерживаться традиционной теории ее происхождения ) была круглой, поскольку в качестве формообразующих элементов букв использовались круг и производные от него, крест и треугольник. Круглой глаголицей написаны Киевские листки, Зографское Евангелие, Ассеманиево Евангелие, Мариинское Евангелие, Рильские листки (XI в.). Клоцев сборник (XI в.) демонстрирует как бы постепенный переход от круглой к угловатой глаголице. Синайский требник и Синайская Псалтирь, а также чешско-моравские Пражские фрагменты...

  • 09 июн 2019

    Реймсское Евангелие...

    Реймсское Евангелие апаракос - церковнославянская пергаменная рукопись. Первая её часть, содержащая чтения праздничных Евангелий по обряду православной церкви, написана кириллицей -, вторая, содержащая Евангелия, апостольские послания, паремии на праздники по римско-католическому календарю, написана в 1395 г. хорватской глаголицей монахами Эммаусского монастыря, основанного в Праге в 1347 г. для совершения католического богослужения на славянском языке....

  • 09 июн 2019

    История развития русского письма...

    История развития русского письма практически с момента его зарождения - есть развитие кириллицы. В результате тщательного учета фонетического состава старославянского языка кириллица имела все буквы, необходимые для его правильной передачи. Абсолютно пригодным этот алфавит оказался и для передачи позднейшего русского языка. Более чем за 1000 лет в алфавит понадобилось ввести всего лишь две новые буквы: «й» (при реформе 1735 г.) и «ё» (1797 г.). Не нужны русскому языку многобуквенные сочетания....

  • 09 июн 2019

    Остромирово Евангелие год происхождения 1056 — 1057...

    В истории человеческой культуры не раз бывало, что уже зачинатели некоего нового направления искусства или авторы глобального изобретения поднимались до вершинных достижений, подчас остающихся эталонными и по сей день. В полиграфии сразу вспоминается 42-строчная Библия Гутенберга, «Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Торжественное литургическое письмо для богослужебных книг и духовных книг для чтения, несомненно, пришло на Русь...

  • 09 июн 2019

    Старший устав - Каллиграфия Марии Башиловой...

    Специально для этого издания две моих ученицы: Мария Башилова и Анна Переходько согласились переписать мои стихи, вынесенные эпиграфами к каждой главе, описывающей определенный рукописный шрифт. Почти все стихи выполнены пером со срезом 3 мм, как и в прописях. В книге оригиналы, естественно, даются с уменьшением. Но «аппетит приходит во время еды»: Мария Башилова в 2011 - 2012 гг. в качестве завершающей работы в петербургском Институте декоративно-прикладного искусства (ИДПИ*) переписала и оформила все стихотворения цикла и собрала их...

  • 09 июн 2019

    Полуустав...

    С середины XIV века в связи с более широким развитием письменности, вызванным экономическим, политическим и культурным развитием страны, развивается новый тип письма - полуустав. Полуустав, в отличие от устава, внешне менее красив, но буквы написаны достаточно четким и уверенным почерком. Первоначальный полуустав возникает среди писцов, которые были не столько заинтересованы в красоте письма, сколько в его...

Нажимая кнопку авторизации, я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с «Политикой конфиденциальности» этого сайта.

^