Взять онлайн кредит на карту через Интернет » Блоги » Каллиграфия для начинающих - письмо пером


Каллиграфия для начинающих - письмо пером

Тот выписывающий иероглиф Маат 

Древнеегипетский бог Луны, мудрости и письма Тот, выписывающий иероглиф Маат - «Истина». Справа - иероглиф «сеш», - «писать», изображающий письменные принадлежности.

Каллиграфия для начинающих - письмо пером 

Очень древнее использование жидких чернил зафиксировано в протоиндийской культуре Хараппы конца III - начала II тыс. до нашей эры находкой глиняной чернильницы. В долине Инда писали чернилами, скорее всего, как и много позже, на пальмовых листьях или на деревянных дощечках. Естественно, памятники письма на подобных материалах в том климате не могли до нас дойти, и протоиндийское письмо мы знаем почти исключительно по печатям и редким граффити.

Греки, как уже сказано, однозначно пользовались ширококонечными тростниковыми перьями (арабское название тростникового пера калъам происходит от греческого kalamos - тростник). Кстати, именно греки являлись создателями первого по-настоящему полноценного алфавита, потому что именно они ввели в письмо фиксированную вокализацию, т. е. передачу гласных звуков с помощью конкретных букв. Финикийцы обозначали только согласные; позднесемитская вокализация долго оставалась факультативной.

Примерно до V-VI вв., в основном, пользовались тростниковыми перьями (арабская классическая каллиграфия зиждется на них и до сих пор). Примерно с середины I тыс. н. э. стали использовать перья крупных летающих (в основном) птиц, особенно диких гусей. Хотя, применяли и перья орла, лебедя, дрофы, ястреба, ворона. А вот что пишет о подготовке птичьих перьев к процессу письма великий знаток каллиграфии Леонид Иванович Проненко. Приведем целую цитату из его замечательной книги «Каллиграфия для всех»:

«Пять в каждом крыле, особенно второе и третье, с большими и круглыми стволами, считаются лучшими. Без предварительной подготовки из-за жирного ствола и мягкой сердцевины птичье перо непригодно для письма: краска не стекает с пера, а язычки даже от легкого нажима вяло разъезжаются. Возьмите перо левого крыла (оно удобнее для руки), срежьте конец и удалите бородку, чтобы не мешала работать. Смачивая водой, энергично растирайте ствол кусочком кожи и, соскоблив верхний слой, положите на 10-15 минут в кипящую воду с квасцами (чайная ложка квасцов на стакан воды). Теперь нужно поместить его в нагретый до 60° песок или осторожно прокатать утюгом той же температуры. Размягченный под действием тепла ствол можно сразу очинить, но расщеп делают после затвердевания, иначе он получится неровным. Птичье перо, даже остро обрезанное, беспрепятственно скользит в любом направлении, не тревожа бумаги». 

Обратите внимание!

Естественно, сердцевину, обнаженную срезом, надо вынуть.

Кстати, о терминологии.

До изобретения в XVI в. металлических перьев писали либо тростниковыми, либо птичьими, определенным образом полого срезанными под острым углом к длине пера. Конец этого косого среза подрезался перпендикулярно к длине пера или под небольшим углом на некоторую ширину. Отсюда - ширококонечное перо. От широкого конца вглубь пера срез на некоторую длину расщеплялся для лучшего стекания туши и обеспечения нажимов, позволяющих разнообразить ритмику штрихов. Однако в пособиях понятия срез и конец постоянно путаются. Часто именно широкий, ровно по прямой линии сделанный конец и называют срезом. В силу укорененности, будем условно говорить «срез пера», имея в виду именно широкий конец среза.

Способ заточки гусиного пера изображен на старинной иллюстрации, приведенной в знаменитой книге Альберта Капра «Schriftkunst». Кстати, здесь очинка пера не связана с химической и термообработкой, которая, несомненно, улучшает качество пишущего инструмента. Еще в советское время, в самом начале 70-х, автор этих строк под впечатлением книг и пособий великого эстонца Виллу Карловича Тоотса, работая художником-оформителем, широко использовал перо домашнего гуся для писания дарственных адресов юбилярам (сейчас, к сожалению, эта традиция, похоже, утеряна). И я свидетельствую о том, что перо даже этой очень плохо летающей птицы достаточно сносно пишет и без широкомасштабной подготовки.

Леонид Иванович дает идеальный вариант, к которому надо стремиться. Я же просто затачивал перо примерно по иллюстрации из «Schriftkunst» и надевал на него сверху тушедержатель от рижского круглоконечного пера Redis (ширококонечные шрифтовые рижские перья появились позже). Действительно, проработав не очень продолжительное время, перо начинало «разъезжаться». Однако, имея запас, можно было просто заменить его новым.

Заточка птичьего пера по Фридриху Кихелю 

Заточка птичьего пера по Фридриху Кихелю

Приведенная выше иллюстрация показывает заточку пера для мелкой позднеготической каллиграфической фрактуры. На совсем острый конец затачивали для английской каллиграфии нового времени. А в древности и средневековье писали ширококонечными перьями. Именно технике письма ширококонечным пером исторических рукописных шрифтов, называемых в палеографии пошибами, и посвящена предлагаемая вам книга. Все таблицы-прописи, приведенные в данном издании, написаны автором с помощью современных металлических аналогов тростниковых и птичьих ширококонечных перьев.

Обратите внимание!

Впервые металлическое перо применил Иоганн Нойдёрфер Старший из Нюрнберга в 1548 году. Прижились металлические перья у мастеров быстро, но первоначально были очень дорогими. Теперь не то.

Конечно, можно писать (и писали, и пишут!) гусиным пером, ширококонечной деревянной палочкой, плакатным пером, тростниковым пером, маркером с фетром, срезанным на широкий конец, и более экстравагантными инструментами.

Но в случае палочки, плакатного пера и маркера в принципе невозможен нажим, а тростниковые и птичьи перья всегда разнятся одно от другого, а потому дают не совсем предсказуемый результат. Это великолепное поле для творческого эксперимента, но не совсем хорошо для анали тических прописей.

Блоги » 44 » 0

Всего комментариев : 0 (оставить свой)

Ваш комментарий
html не поддерживается
Подписаться на комментарии
Похожие материалы

Вас заинтересуют так же следующие новости

  • 07 июн 2019

    Как создать эффект кирпичной кладки...

    для того чтобы создать эксклюзивное внутреннее убранство, необходимо предусмотреть все нюансы. потому как от внешнего вида комнаты зависят в первую очередь комфорт и внутренняя гармония жильцов. дизайн жилого дома или...

  • 07 июн 2019

    Правильная посадка гребца на надувной лодке, подготовка лодки и укладка груза...

    При распашной гребле гребцы сидят на банке, имеющей высоту несколько ниже бортов, а при каноистской устраиваются по бортам, повернув ноги внутрь лодки. На больших лодках с диаметром баллонов 0,5 м и выше боковым гребцам удобнее сидеть «верхом» на баллоне...

  • 07 июн 2019

    Lefthanded writers - Замечания для писцов-левшей...

    Взяты перья со срезом 3 мм и 1,5 мм из стандартного набора для правшей (срез чуть скошен так, чтобы перо было удобно держать именно правой рукой, как мы естественно делаем - чуть наклонив ручку вправо....

  • 07 июн 2019

    Эдвард Джонстон - учитель всех каллиграфов XX века...

    Исполненная, по всей вероятности, писцами из Винчестера, эта Псалтирь написана английской версией каролингского минускула (о котором у нас будет обстоятельный разговор позже). Относительно Псалтири в уже упомянутой книге Джонстон утверждает: «В ней есть все качества письма в превосходной степени, и я считаю ее на фоне всего остального наиболее выдающимся произведением каллиграфии, которое я мог видеть»....

  • 07 июн 2019

    Изучение исторических форм письма определенных периодов...

    Эта фотография сделана в Любеке, городе богатейшей судьбы. Когда-то один из самых западных форпостов славянского расселения, потом ставший столицей знаменитого Ганзейского союза европейских торговых городов, членами которого, к слову, были и северо-западные города Руси. При разделении Германии после Второй мировой войны Любек оказался на самой восточной оконечности ФРГ, у самой границы с ГДР. В оформлении вывески использован наборный шрифт, воспроизводящий позднеготическую фрактуру. Прием, повсеместно используемый на Западе....

  • 07 июн 2019

    Инструменты и материалы для каллиграфического письма...

    Уместно сравнить западноевропейский и арабский опыт заточки перьев. Например, в книге А. Ю. Казиева, посвященной арабской каллиграфии, приведены подробные сведения о различной заточке каламов для разных почерков исламской каллиграфии....

  • 07 июн 2019

    Практическая работа каллиграфа...

    Положение рук пишущего при выполнении шрифта по Эдварду Джонстону. Бумага для письма и черновик (справа) положены под тесьму, натянутую резинкой под пюпитром. Левая рука, помещенная на подложенный под нее защитный (от влаги) листок прижимает основной лист к столу с помощью костяшки (или кусочка пласмассы)...

  • 07 июн 2019

    Инструменты и материалы для каллиграфии ширококонечного пера...

    В наше благословенное время иструменты и материалы для каллиграфии можно теперь приобрести в различных салонах для художников. Однако довольно часто наблюдаются перебои с поставкой наиболее ходовых размеров перьев. Правда, пока что всем доступен Интернет, где продается весьма многое....

  • 07 июн 2019

    Перья для каллиграфического письма нового времени...

    Хотя экзотические на сегодняшний день старинные природные инструменты до сих пор с успехом используются мастерами каллиграфии. Но, например, пластмассовые Koh-i-Noor во-первых слишком уж легкие и тонкие, да к тому же их фиксированный по ширине перодержатель часто оказывается неприспособленным под черенки некоторых марок широко используемых перьев. Так что бедным студентам приходится делать под перо вкладыш-уплотнение из разжеванного (!) маленького кусочка бумаги...

  • 07 июн 2019

    Какую бумагу применяют в каллиграфии?...

    Листы пергамена представляют собой особо выделанную кожу животных. Первоначально шкуру помещали в известь, затем очищали от мяса и волос, потом, натянув на специальную раму, счищали скребком остатки мяса и волос, потом сушили, полировали, отбеливали. Если на папирусе, хотя и писали с обеих сторон, но предпочтительной все-таки была сторона verso, то, на пергамене можно было одинаково писать с обеих сторон. Самый лучший материал подобного типа изготавливается из тонко выделанной телячьей кожи или из кожи лайки и называется веленью или веленевой...

  • 07 июн 2019

    Чернила и тушь в каллиграфии...

    Вообще-то тушь и чернила различаются по растворимости пигмента. Если он растворим на уровне молекул (обычно это органические пигменты), то это чернила. Если же это не раствор, а тонкодисперсная взвесь нерастворимого де-факто (чаще минерального) пигмента, то это тушь. Тушь требует периодического взбалтывания или перемешивания, она более светостойка и долговечна. Тушь разводится водой, но в результате может быть смываемой и несмываемой. После работы тушью (как и после работы любым материалом) необходимо тщательно промыть перо теплой водой (а...

  • 07 июн 2019

    Манипуляции ширококонечным пером по Л. И. Проненко...

    Это состояние пера при достаточном количестве краски в тушедержателе и ее хорошей текучести, когда вы нажимаете на один угол пера, а второй едва заметно приподнимаете над поверхностью бумаги, следя за тем, чтобы не разорвать образовываемую борьбой сил натяжения жидкости и сил смачивания «рисующую каплю» (ее-то и называет Л. II. «чернильным клином»)....

  • 07 июн 2019

    Кратко о практических заданиях по каллиграфии...

    Этап освоения конкретного исторического пошиба мы со студентами проходим, как уже сказано в начале, на альбоме миллиметровки, используя китайскую тушь, черную, коричневую или даже синюю английскую (например, очень хорошую Winsor & Newton) или чешскую Koh-1-Noor, или же (в целях экономии) простую русскую черную «Гамму» {тушь, а не чернила, которые по плохой миллиметровке сразу расплываются)....

  • 07 июн 2019

    Каллиграфия - Талант, Ремесло, Искусство...

    СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ. Это фраза далекого уже от нас трагического и героического Времени (так - было, и нечего безумствовать, пытаясь вычеркнуть из памяти целого народа почти столетие его и кровавой, и - славной - истории!) Теперь в «звездах» и героях ходят или безголосые «микрофон-ники» и футбольные рабы, продаваемые и покупаемые за безумные миллионы, или бездарные чиновники, или наглые, хищные и везучие акулы бизнеса....

  • 07 июн 2019

    Письмо Древней Руси и Московии...

    ЕСЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО проследить более чем двухтысячелетнюю историю западноевропейского письма (а она будет показательнее нашей, более короткой, а вследствие петровской реформы - и менее последовательной), то окажется, что в целом рукописные шрифты (по-шибы) на латинской основе распадаются на 2 категории: формальную (официально-формальную),-шрифты тщательно оформленные, каллиграфические, использовавшиеся в...

  • 07 июн 2019

    История возникновения кириллического письма...

    И вот это-то неуловимое интуитивное знание каким-то непостижимым Промыслом еще сохраняется и в душе, и в движении руки новых приходящих поколений. Если становление финикийского алфавита и генетически восходящих к нему греческого и латинского письма заняло несколько веков, и тому есть четкие археологические подтверждения, то возникновение славянской письменности священное и историческое предание относит к середине-второй половине IX в. н. э. и связывает с деятельностью реально существовавших людей - святых равноапостольных Мефодия и Кирилла,...

  • 07 июн 2019

    Миссия Кирилла и Мефодия...

    Сохранилось также сообщение, что в Корсуни Константин обнаружил Евангелие и Псалтирь, написанные некими русскими письменами. В этом же «Паннонском житии» Константина говорится, что с помощью человека, говорившего по-русски, он быстро научился читать эти письмена, так как язык был близок болгаромакедонскому диалекту, которым владел сам Константин. Действительно, сохранились различные свидетельства о существовании у славян некой письменности, возможно, рунической или про-токириллической, или протоглаголической уже в середине IX в....

  • 07 июн 2019

    Несколько слов о глаголице...

    Первоначальная болгарская глаголица (будем придерживаться традиционной теории ее происхождения ) была круглой, поскольку в качестве формообразующих элементов букв использовались круг и производные от него, крест и треугольник. Круглой глаголицей написаны Киевские листки, Зографское Евангелие, Ассеманиево Евангелие, Мариинское Евангелие, Рильские листки (XI в.). Клоцев сборник (XI в.) демонстрирует как бы постепенный переход от круглой к угловатой глаголице. Синайский требник и Синайская Псалтирь, а также чешско-моравские Пражские фрагменты...

  • 07 июн 2019

    Реймсское Евангелие...

    Реймсское Евангелие апаракос - церковнославянская пергаменная рукопись. Первая её часть, содержащая чтения праздничных Евангелий по обряду православной церкви, написана кириллицей -, вторая, содержащая Евангелия, апостольские послания, паремии на праздники по римско-католическому календарю, написана в 1395 г. хорватской глаголицей монахами Эммаусского монастыря, основанного в Праге в 1347 г. для совершения католического богослужения на славянском языке....

  • 07 июн 2019

    История развития русского письма...

    История развития русского письма практически с момента его зарождения - есть развитие кириллицы. В результате тщательного учета фонетического состава старославянского языка кириллица имела все буквы, необходимые для его правильной передачи. Абсолютно пригодным этот алфавит оказался и для передачи позднейшего русского языка. Более чем за 1000 лет в алфавит понадобилось ввести всего лишь две новые буквы: «й» (при реформе 1735 г.) и «ё» (1797 г.). Не нужны русскому языку многобуквенные сочетания....

  • 07 июн 2019

    Остромирово Евангелие год происхождения 1056 — 1057...

    В истории человеческой культуры не раз бывало, что уже зачинатели некоего нового направления искусства или авторы глобального изобретения поднимались до вершинных достижений, подчас остающихся эталонными и по сей день. В полиграфии сразу вспоминается 42-строчная Библия Гутенберга, «Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Торжественное литургическое письмо для богослужебных книг и духовных книг для чтения, несомненно, пришло на Русь...

  • 07 июн 2019

    Старший устав - Каллиграфия Марии Башиловой...

    Специально для этого издания две моих ученицы: Мария Башилова и Анна Переходько согласились переписать мои стихи, вынесенные эпиграфами к каждой главе, описывающей определенный рукописный шрифт. Почти все стихи выполнены пером со срезом 3 мм, как и в прописях. В книге оригиналы, естественно, даются с уменьшением. Но «аппетит приходит во время еды»: Мария Башилова в 2011 - 2012 гг. в качестве завершающей работы в петербургском Институте декоративно-прикладного искусства (ИДПИ*) переписала и оформила все стихотворения цикла и собрала их...

  • 07 июн 2019

    Полуустав...

    С середины XIV века в связи с более широким развитием письменности, вызванным экономическим, политическим и культурным развитием страны, развивается новый тип письма - полуустав. Полуустав, в отличие от устава, внешне менее красив, но буквы написаны достаточно четким и уверенным почерком. Первоначальный полуустав возникает среди писцов, которые были не столько заинтересованы в красоте письма, сколько в его...

Нажимая кнопку авторизации, я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с «Политикой конфиденциальности» этого сайта.

^